Задунц С С
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
воспитатель:
Задунц Сона Сережаевна
Использование современных образовательных
технологий в работе с детьми с ОВЗ
Цель: уточнение, систематизация представлений педагогов о современных образовательных технологиях работы с дошкольниками.
(это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность.)
«Вопрос-ответ».
1. Что такое методы и приёмы?
Публикация «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Ответ: Методы обучения - это способы взаимодействия педагога с детьми, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения.
2. Что такое технология?
Ответ: Технология – это совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
3. Что такое педагогическая (образовательная) технология?
Ответ: Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв). Образовательная технология – это совокупность образовательных структур учебных заведений, организационных мероприятий, методов, приемов, системных средств и психологических установок, направленных на передачу известных знаний, системное формирование осознания информации и эффективное усвоение знаний в процессе обучения или деятельности (В. Н. Бусурин, В. Н. Козлов). Другими словами, данные понятия ряд авторов используют как синонимы, описывающие один феномен; другие авторы рассматривают их как понятия разного порядка, описывающие технологические характеристики образовательной системы образовательного учреждения, педагогического процесса и процесса обучения. Наиболее универсальным в этом ряду является понятие «педагогическая технология» – продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости процессами обучения и воспитания (М. Ю. Олешков).
4. Что из себя представляют «традиционные педагогические технологии»?
Ответ: Традиционные технологии- технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При этом преподнесение информации учащимся практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развёрнутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт применяемая технология.
5. Как вы охарактеризуете понятие «современные образовательные технологии»?
Ответ. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков
Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для реализации познавательной и творческой активности школьника (дошкольника) в учебном процессе и используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Работа в подгруппах.
Задание:
1. Какие современные образовательные технологии вы знаете? (Дайте краткую характеристику каждой.)
2. Какие из них можно использовать в работе с детьми с ОВЗ? Почему вы так считаете?
Примерные ответы.
1) Технология развивающего обучения. Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития. Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л. С. Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании. Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, З. И Калмыкова, Е. Н. Кабанова, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская, Г. К. Селевко и другие, в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты. Так, например, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И. С. Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г. К. Селевко – на потребности самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром. В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.
Дидактические основы развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова:
- цель обучения – формирование теоретического мышления и сознания (теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью,.
- в содержании обучения преобладает система научных понятий, основанная на общих способах учебных действий,
- методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.
2) Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
- сетевое планирование (графически, наглядно и системно отобразить и оптимизировать последовательность и взаимозависимость работ, действий или мероприятий, обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей);
- разноуровневый дидактический материал.
3) Технология проблемного обучения. Проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
4) проверка правильности решения проблемы.
4) Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. (О них мы много говорили на семинаре-практикуме «Физическое развитие детей с ОВЗ».)
5) Информационно-коммуникативные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей. (Об их использовании мы подробно будем говорить во второй половине учебного года.)
6) Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. (С данной технологией мы с вами хорошо знакомы.)
7) Личностно-ориентированные технологии.
Их сущность: приоритет личностных отношений, индивидуального подхода, демократическое управление и яркая гуманистическая направленность содержания. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. Использование личностно-ориентированных технологий – построение индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
8) Технология ТРИЗ.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером (первоначально адресованная инженерно – техническим работникам). Это использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне;