Людмила Клейменова
Использование социо-игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование социо-игровых технологий
как одно из условий реализации принципа сохранения
уникальности и самоценности дошкольного детства"
Основной закон детской природы можно
выразить так: дитя требует деятельности
беспрестанно и утомляется не деятельностью,
а её однообразием и односторонностью.
К. Д. Ушинский
Вот уже четвёртый год деятельность каждого педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, определяется ФГОС ДО, одним из основных принципов которого является принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека, значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Возможно ли, на практике реализовать данный принцип в условиях признания значимости дошкольного образования, повышения требований к нему с одной стороны и запрета на использование учебно-дисциплинарной модели образования с другой? Общеизвестно, дошкольный ребёнок человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение должно входить в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Действительно, игру можно назвать практикой развития: ребёнок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Из всего многообразия игровых технологий педагогический коллектив нашего детского сада особо выделяет социо-игрую технологию.
Публикация «Использование социо-игровых технологий» размещена в разделах
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, это игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами) и одновременно в каждой из них. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е., чем меньше мы управляем детьми, тем болееактивную позицию они занимают в жизни. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».Особенностью данной технологии является тот факт, что в основе её лежат не строго научные обобщения, а элементы народной педагогики.
Не менее важны при использовании социо-игровой технологии партнёрская позиция педагога и его умение организовывать работу в микрогруппах, что позволяет раскрыть индивидуальные возможности детей и активизировать даже самых пассивных их них. Использование социо – игровых приёмов, социально-ориентированных упражнений и игр изменило наше отношение к игре как к виду социальной активности ребёнка, к восприятию игры как развлечения, потехи. В настоящее время я часто использую социально-ориентированные игры для создания у детей рабочего настроя («Разведчики», «День наступает - всё оживает, ночь наступает –всё замирает», «Слушать за окном, за дверью» и др.). Эти игры служат не только для ликвидации споров и других негативных моментов, но и развивают умение слушать друг друга, внимание, сообразительность и находчивость и др. Игры из разряда «Разминки-разрядки» («Вот какая мама», «»Прогулка с компасом, «Гусеница») помогают мне в неуправляемых ситуациях, помогают переключить малышей с одного вида деятельности на другой. Данная технология предлагает целый ряд игр и для творческого самоутверждения («Волшебная палочка», «Кузовок», «Разрезные картинки», «Соберёмся вместе», которые позволяют не только привлечь внимание к теме, поддержать интерес, но и формируют представления ребёнка о своих возможностях и возможностях сверстников. Эти игры дают детям возможность на практике попробовать и перепробовать большое число решений, сформировать личный багаж для оценки своих возможностей. С позиции социо-игровой педагогики оценка действий детей воспитателем, его предписания являются наименее желательным способом организации их деятельности и общения друг с другом, так как детей привлекает, прежде всего, возможность проявлять свою инициативу и направлять её на формирование своих новых представлений или применение уже имеющихся. Особый интерес вызывают игры, используемые воспитателем для приобщения детей к делу (Аты-баты с характеристикой, Рифмы на «ок», Живая буква (строим букву, Ряжение и др.). Они помогают педагогу превратить обучающее задание в серию неожиданных вариантов и увлекательных разновидностей. Социо-игровую технология используется как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Использование в воспитательном процессе деления на микрогруппы раскрывает большие индивидуальные возможности детей и таит в себе корни успеха в обучении. Мой опыт показывает, что действительно работа в микрогруппах активизирует ребёнка, внутри такой группы создаются благоприятные условия, для определения своих действий в общей работе, чувство свободы выбора, проявления самостоятельности при решении возникшей проблемы. Многие годы в нашем детском саду педагоги пытаются внедрить в практику работы личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми в полном объёме. Однако, отдельные позиции, такие как учитывать точку зрения ребёнка, исходить из интересов и перспектив его дальнейшего развития, предусматривать гибкое руководство, ориентирование на каждого ребенка, решение двуединой задачи (организация и руководство деятельностью ребенка и развитие потребности быть активным субъектом собственной жизни, самостоятельности, смелости, свободы и т. д.) удавались далеко не всегда.
Социо-игровая технология предоставляет большие возможности для реализации личностно-ориентированной модели в полном объёме, в соответствии с принципами доверительного общения и доверительного сотрудничества, давая возможность педагогу строить работу таким образом, чтобы на занятиях дети жили естественной радостной жизнью. Не менее важной составляющей при использовании данной технологии является личность педагога, его искреннее желание быть партнёром в детской игре, умеющим увлекаться, смеяться, огорчаться и волноваться вместе со всеми, ошибаться и «выбывать из игры», выдумывать интересное. На мой взгляд, самое трудное, это преодолеть в себе психологический барьер «учить и поправлять» и быть готовым к тому, что твое задание дети будут выполнять не так, как ты задумал, что важнее включить в работу активность ребёнка, нежели заглушить её страхом ошибки. Социо-игровая технология требует от педагога умения радоваться любому ответу ребёнка – правильному или неправильному, умения увидеть в неправильном ответе нестандартный выход из ситуации, перевести его в другое русло.
Что отличает социо-игровую технологию?
1. Наличие движений. Если дети на занятии были малоподвижны, то социо – игрового стиля на нем скорее всего не было (чтобы там в рабочих планах или отчетах воспитатель не записывал).
2. Наличие смены деятельности, разнообразия, вариативности. Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо – игровым.
3. Наличие малых групп. Если по ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом, то социо-игровая педагогика и «близко не лежала».
Зато если эти «три кита» - и движение, и вариативность, и работа в малых группах – в специально – организованной деятельности «были налицо», то смело можно утверждать, что такое занятие детям не только пошло на пользу, но и очень понравилось.
Информационные источники.
1. Букатов В. М. (ред.) Карманная энциклопедия социо-игровых приё мов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие. - СПб. :Образовательные проекты; М. : ТЦ Сфера, 2014.
2. Кукушкина Е. Ю., Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
3. ШулешкоЕ. Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий. - М. : ТЦ Сфера; СПб. :Образовательные проекты, 2015
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)