Папки-передвижки

Использование словесных дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР

Светлана Бондарева
Использование словесных дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка и рекомендации предназначена для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.

Игры систематизированы по коррекционной направленности, соответствуют лексическим темам на год обучения.

Содержательный компонент.

Публикация «Использование словесных дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

За последние годы значительно возросло количество детеи, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически не говорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к образовательной деятельности учителем- логопед должен вводить максимальное количество словесных дидактических игр.

Цели и задачи:

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.

Каково же значение словесной игры в воспитательной и коррекционной работе с детьми.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Как же используются словесные игры в логопедической работе?

Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т. п.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ТНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения

Особое значение в коррекционной работе с детьми с нарушением речи имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Особенно важны эти игры при подготовке детей к школьному обучению, так как они формируют и развивают умение слушать педагога, быстро находить ответ на вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять имеющиеся знания и умения в соответствии с поставленной задачей. В игре процесс мышления протекает легче, активнее, трудности умственной работы ребенок не замечает, преодолевает их легко.

Как и все дидактические игры, словесная игра включает в себя четыре основных элемента: дидактическую задачу, содержание, правила, игровое действие. Основным элементом является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены ей и обеспечивают ее выполнение. Содержанием игр может быть окружающая действительность, например: природа, люди, животные, их взаимоотношения и т. д. Логопед может сам изменять условия игр в зависимости от образовательной задачи. Важная роль принадлежит правилам, так как они указывают путь к достижению цели, определяют, что должен делать в игре каждый ребенок, формируют умения управлять своим поведением. Последний элемент – игровое действие, то есть проявление активности детей в игровых целях.

Дети с нарушениями речи инертны, пассивны, малоэмоциональны, замкнуты или расторможены, легко ранимы, обидчивы, пасуют перед трудностями. Для закрепления нового речевого, двигательного, звукопроизносительного стереотипа, для фиксирования временных пространственных отношений и выражение их в лексико-грамматических конструкциях, необходимо очень большое количество повторов. Только в игре ребенок с радостью, с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Использование дидактических игр на занятиях позволяет заинтересовать детей, привлечь и сконцентрировать внимание, создать эмоциональное положительное отношение к предлагаемым заданиям. Организуя дидактическую игру, создаются условия, при которых ребенок, достигая игровой цели, усваивает программный материал.

При организации словесных игр необходимо соблюдать следующие условия :

- игра не должна быть длительной по времени, должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы дети могли понять задание, осознанно исправить допущенную ошибку, а логопед мог помочь им в этом, внося по ходу игры коррективы в поведение детей, форму их ответов, игровые действия;

- игра должна быть интересной для ребенка, содержать элемент соревнования, награду за успешное выполнение задания;

- необходимо добиваться активного речевого участия в игре всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность;

- в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.

На логопедических занятиях используются разные группы словесных игр. В первую группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?», «Что за птица (зверь)». Во вторую группу – игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит …», «Найди два слова – неприятеля». В третью группу – игры для развития умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Отвечай быстро», «Кто больше назовёт?», «Назови три слова», «Назови одним словом», «Вершки-корешки». Четвёртая группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Так бывает или нет?», «Наоборот», «Добавь слог», «Дополни предложение», «Скажи слова с нужным звуком», «Скажи по- другому», «Подбери слово», «Когда это бывает?».

Вот пример игр по закреплению словообразования существительных : «Назови ласково», «Что для тебя?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Как зовут маму, папу, детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии».

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры, помогающие развивать у детей умение высказывать предположения: «Что было бы?», «Что бы я сделал.», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. А также игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей словесной игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Дети вспоминают известные загадки и могут придумать свои.

На коррекционной деятельности можно использовать такие словесные игры как игры-беседы (игры-диалоги) и игры-путешествия. Ценность игры-беседы заключается в том, что она представляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы логопеда, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание, дополнять. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ. Игры-путешествия, имея сходство со сказкой, ее развитием и чудесами, отражают реальные факты или события, обостряют внимание, наблюдательность. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. Путешествие – это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намечаемое место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий («Путешествия в страну сказок» по сказкам любого автора в форме викторины, «Путешествие в страну вещей», «Путешествие в весенний лес» и т. д., путешествие мысли, воображения «Не сходя с места» («Представьте себе, что мы оказались в …»).

Предлагаю некоторые словесные игры, которые использую в своей работе с детьми с нарушением речи.

Игра «Назови лишнее слово» : на слух при повторении цепочки слов отличать заданное слово от тех, что на него похожи (гора, пора, гора, нора, гора, гора; голос, голос, голос, колос, голос, волос; коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза).

Игра «Повторяй-ка». Дети выбирают себе образы или получают их от логопеда. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: «Я - лягушка. Я умею прыгать. Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я - карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д. Основная сложность данной игры в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Игра «Урожай собирай». Нужно собрать как можно наибольший «урожай» слов на определенный звук, названный ведущим. Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках. Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель - тот, кто продержится дольше остальных.

Игра «Перепутанные названия». Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга: «Суп из метелки», «Царевна – пчела», «Мальчик – великан», «Гадкий котенок», «Домик-домок», «Редиска», «Лиса и семеро поросят», «Три волчонка», «Лягушка – домоседка», «Солнечная королева», «Комарище», «Иванушка – умник», «Подаренная луна», «Шар, трубочка и ботинок», «По карасьему приказу», «Иван-царевич и зеленый крокодил». Можно выбрать одну из сказок и рассказать ее в новом варианте.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Для детей-дошкольников и младших школьников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Список литературы

1. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом

. 2. Арбекова, Нелли Евгеньевна Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда /

3. Арбекова Нелли Евгеньевна. - М. : ГНОМ и Д, 2014. - 350 c.

4. Баскакина, И. В. Свистелочка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. - М. : Айрис-пресс, 2016. - 697 c.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1991.

6. Борисова Е. А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. Биробиджан: ОблИУУ, 2005.

7. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. - М. : Гном, 2013. - 415 c.

8. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 3 взаимосвязи работы

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес»Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес» на примере игры Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Дидактическая.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с цветом и формой предметовИспользование дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с цветом и формой предметов Целью является:Сенсорное развитие предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах. Сенсорное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование словесных дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 16 января 2024 в 16:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование словесных дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бондарева (УИ 807685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД