Светлана Бондарева
Использование словесных дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка и рекомендации предназначена для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.
Игры систематизированы по коррекционной направленности, соответствуют лексическим темам на год обучения.
Содержательный компонент.
Публикация «Использование словесных дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
За последние годы значительно возросло количество детеи, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически не говорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к образовательной деятельности учителем- логопед должен вводить максимальное количество словесных дидактических игр.
Цели и задачи:
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.
Каково же значение словесной игры в воспитательной и коррекционной работе с детьми.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Как же используются словесные игры в логопедической работе?
Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т. п.
В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.
Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ТНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения
Особое значение в коррекционной работе с детьми с нарушением речи имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Особенно важны эти игры при подготовке детей к школьному обучению, так как они формируют и развивают умение слушать педагога, быстро находить ответ на вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять имеющиеся знания и умения в соответствии с поставленной задачей. В игре процесс мышления протекает легче, активнее, трудности умственной работы ребенок не замечает, преодолевает их легко.
Как и все дидактические игры, словесная игра включает в себя четыре основных элемента: дидактическую задачу, содержание, правила, игровое действие. Основным элементом является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены ей и обеспечивают ее выполнение. Содержанием игр может быть окружающая действительность, например: природа, люди, животные, их взаимоотношения и т. д. Логопед может сам изменять условия игр в зависимости от образовательной задачи. Важная роль принадлежит правилам, так как они указывают путь к достижению цели, определяют, что должен делать в игре каждый ребенок, формируют умения управлять своим поведением. Последний элемент – игровое действие, то есть проявление активности детей в игровых целях.
Дети с нарушениями речи инертны, пассивны, малоэмоциональны, замкнуты или расторможены, легко ранимы, обидчивы, пасуют перед трудностями. Для закрепления нового речевого, двигательного, звукопроизносительного стереотипа, для фиксирования временных пространственных отношений и выражение их в лексико-грамматических конструкциях, необходимо очень большое количество повторов. Только в игре ребенок с радостью, с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Использование дидактических игр на занятиях позволяет заинтересовать детей, привлечь и сконцентрировать внимание, создать эмоциональное положительное отношение к предлагаемым заданиям. Организуя дидактическую игру, создаются условия, при которых ребенок, достигая игровой цели, усваивает программный материал.
При организации словесных игр необходимо соблюдать следующие условия :
- игра не должна быть длительной по времени, должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы дети могли понять задание, осознанно исправить допущенную ошибку, а логопед мог помочь им в этом, внося по ходу игры коррективы в поведение детей, форму их ответов, игровые действия;
- игра должна быть интересной для ребенка, содержать элемент соревнования, награду за успешное выполнение задания;
- необходимо добиваться активного речевого участия в игре всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность;
- в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.
На логопедических занятиях используются разные группы словесных игр. В первую группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?», «Что за птица (зверь)». Во вторую группу – игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит …», «Найди два слова – неприятеля». В третью группу – игры для развития умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Отвечай быстро», «Кто больше назовёт?», «Назови три слова», «Назови одним словом», «Вершки-корешки». Четвёртая группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Так бывает или нет?», «Наоборот», «Добавь слог», «Дополни предложение», «Скажи слова с нужным звуком», «Скажи по- другому», «Подбери слово», «Когда это бывает?».
Вот пример игр по закреплению словообразования существительных : «Назови ласково», «Что для тебя?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Как зовут маму, папу, детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии».
Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры, помогающие развивать у детей умение высказывать предположения: «Что было бы?», «Что бы я сделал.», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. А также игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей словесной игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Дети вспоминают известные загадки и могут придумать свои.
На коррекционной деятельности можно использовать такие словесные игры как игры-беседы (игры-диалоги) и игры-путешествия. Ценность игры-беседы заключается в том, что она представляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы логопеда, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание, дополнять. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ. Игры-путешествия, имея сходство со сказкой, ее развитием и чудесами, отражают реальные факты или события, обостряют внимание, наблюдательность. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. Путешествие – это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намечаемое место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий («Путешествия в страну сказок» по сказкам любого автора в форме викторины, «Путешествие в страну вещей», «Путешествие в весенний лес» и т. д., путешествие мысли, воображения «Не сходя с места» («Представьте себе, что мы оказались в …»).
Предлагаю некоторые словесные игры, которые использую в своей работе с детьми с нарушением речи.
Игра «Назови лишнее слово» : на слух при повторении цепочки слов отличать заданное слово от тех, что на него похожи (гора, пора, гора, нора, гора, гора; голос, голос, голос, колос, голос, волос; коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза).
Игра «Повторяй-ка». Дети выбирают себе образы или получают их от логопеда. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: «Я - лягушка. Я умею прыгать. Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я - карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д. Основная сложность данной игры в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
Игра «Урожай собирай». Нужно собрать как можно наибольший «урожай» слов на определенный звук, названный ведущим. Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках. Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель - тот, кто продержится дольше остальных.
Игра «Перепутанные названия». Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга: «Суп из метелки», «Царевна – пчела», «Мальчик – великан», «Гадкий котенок», «Домик-домок», «Редиска», «Лиса и семеро поросят», «Три волчонка», «Лягушка – домоседка», «Солнечная королева», «Комарище», «Иванушка – умник», «Подаренная луна», «Шар, трубочка и ботинок», «По карасьему приказу», «Иван-царевич и зеленый крокодил». Можно выбрать одну из сказок и рассказать ее в новом варианте.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Для детей-дошкольников и младших школьников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Список литературы
1. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом
. 2. Арбекова, Нелли Евгеньевна Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда /
3. Арбекова Нелли Евгеньевна. - М. : ГНОМ и Д, 2014. - 350 c.
4. Баскакина, И. В. Свистелочка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. - М. : Айрис-пресс, 2016. - 697 c.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1991.
6. Борисова Е. А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. Биробиджан: ОблИУУ, 2005.
7. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. - М. : Гном, 2013. - 415 c.
8. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 3 взаимосвязи работы