Марина Панкратова
Использование русских былинных образов в сказкотерапии эмоциональных состояний старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «сказкотерапия» в современной психологии широко известен. Он появился на рубеже 60-70 годов двадцатого века, основанный М. Эриксоном и вдальнейшем развитый его учеником В. Росси.
В нашей стране широко он стал использоваться с начала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К. Нартовой-Бочавер как проективный метод детской психотерапии. Слушая сказки, ребенок живо переносит сказочный опыт в область собственных переживаний и активизирует личный потенциал. В этом смысле сказка помогает пробудить внутренние силы, «открыть свое сердце навстречу добру», по точному замечанию О. Ф. Васьковой.
Публикация «Использование русских былинных образов в сказкотерапии эмоциональных состояний старших дошкольников» размещена в разделах
Однако, задолго до появления самого термина «сказкотерапия», русский народ использовал безграничные возможности сказок в воспитании детей. Бережно обратившись к традициям русского народа, мы обнаруживаем глубокое понимание терапевтичности традиций рассказывания волшебных сказок перед сном, напевания колыбельных песен, славления героических образов богатырей русских былин.
Образы героев народных сказаний настолько терапевтичны, что их использование не потеряло актуальность в наши дни.
И. В. Вачков, классифицируя сказки, выделяет два вида: фолклерные и авторские. При этом в обоих типах он выделяет дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические сказки.
Былина как жанр сказкотерапии сочетает по содержанию огромный психокоррекционный и терапевтический потенциал. Не умаляя достоинств авторских сказок, на наш взгляд, возможности русских былин используются в современной сказкотерапии весьма скудно.
Этот жанр незаслуженно обходят, хотя образы былинных богатырей реализуют триаду терапевтических потребностей (П. И. Яничев) :
1. Потребность в автономии (независимости)
2. Потребность в компетентности (силе, могуществе)
3. Потребность в активности.
Актуальность этих потребностей особенно возрастает в старшем дошкольном возрасте, предшествующем кризису 7 лет, когда развитие самосознания преодолевает противоречия между требованиями взрослых и собственной спонтанной активностью.
При этом сила былинных богатырей удачно вписывается в идеальную картину мира ребенка 5-6 лет, раскрывая перед ним гармоничную модель дальнейшего развития. Русский богатырь не только силен, но и великодушен, не только в бою смел, но и с врагом справедлив, и совета матери спросит и дурным словом никого не обидит. С таким потенциалом не поспорит ни один герой современных блокбастеров и наполненных агрессивными тенденциями мультфильмов. Качества личности, запечатленные в русских былинах, раскрывают широкие возможности использования былинных образов в сказкотерапии.
Наш опыт показывает, что профилактический и психокоррекционный потенциал образов русских богатырей можно использовать в работе с тревожными детьми, с детьми с заниженной самооценкой. Эффективной такая работа оказывается в занятиях с детьми, стремящимися занять лидирующее положение в группе.
Акцентируя внимание старших дошкольников на различных чертах богатырского характера, мы создавали условия для изменения эмоционального состояния совершенно разных детей. Мы развивали уверенность и силу духа богатыря Вольги Всеславьевича у тревожных и застенчивых. Создавали образ доброго и великодушного защитника слабых - Добрыни Никитича в группе лидеров для снижения агрессивности. Былина открыла нам возможности коррекции самооценки, компенсируя малый рост умом и смекалкою Алеши Поповича.
Умело созданная русским народом метафора былины помогала нам в решении реальных проблемных ситуаций, так как образы богатырей оказались очень близки детям старшей группы. Сюжеты былин перекочевали в ролевые игры дошкольников. «Богатырский сон» и «богатырская каша» стали на время атрибутами жизни группы. Былинное содержание помогало развивать коммуникативные навыки дошкольников, оперируя к понятию «богатырской дружбы».
Основным методом работы с детьми стало проигрывание эпизодов различных былин. Игровая драматизация, по Л. П. Стрелковой и Н. А. Сорокиной, является одним из эффективных средств развития проявлений эмоций. Ее важное значение признает М. И. Чистякова, Г. Барднер, И. П. Воропаева. Игровая драматизация использует взаимосвязь физических и психических действий, на которую указывал еще К. С. Станиславский. Она позволяет через проживание моторного профиля различных эмоций позитивно влиять на эмоциональное состояние ребенка, создающего образ.
В нашей работе мы использовали как групповые, так и индивидуальные формы. Репетиции с проживанием ролей воспринимались маленькими артистами с высоким уровнем мотивации и сопровождались высоким терапевтическим эффектом.
Однако, необходимо отметить, что данный жанр сказкотерапии имеет два существенных ограничения:
1. Ограничение по гендерному признаку проявляется в небольшом количестве женских былинных образов. Действительно, былины редко изобилуют женскими персонажами. Этот недостаток мы компенсировали введением ролей рассказчиц, ведущих повествование от третьего лица. Однако, использование таких ролей имеет бедный арсенал ярких характерных черт, что снижает их терапевтическую ценность.
Для терапевтической разработки женских архетипических образов мы предлагаем дополнительно применять другие формы работы с использованием метода сказкотерапии (например «Показ русской моды»- по мотивам русских сказок).
2. Ограничение по речевому недоразвитию проявляется в речевых трудностях части детей. Возникает необходимость постоянных консультаций с логопедом при заучивании звукопроизношения определенной роли. Это ограничение снимается в индивидуальной работе, не предполагающей показ инсценировок. Если же результатом совместной работы предполагается выступление, при котором автоматизация звуков усиливается, рекомендуем отслеживать правильность звукопроизношения в подготовке к спектаклю.
Таким образом, наш опыт показывает, что с учетом данных ограничений использование русских былин в сказкотерапии эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста оправдан и весьма эффективен. Он интересен самим дошкольникам и объединяет психологические и воспитательные задачи.