Сен Людмила
Использование сказкотерапии для развития психомоторных функций у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях деприваци
▼ Скачать + Заказать документы
Дети раннего возраста, воспитывающиеся в условиях депривации, как никто другой, нуждаются в создании эффективных психолого-педагогических условий для преодоления общего недоразвития не только психомоторных, но и всех других функций. Совместно с психологом организуем с детьми 2 – 3 лет занятия сказкотерапией. Различные формы работы со сказками мы включаем в повседневную работу с детьми, проводим занятия куклотерапии, песочной игротерапии, танцевально-двигательной сказкотерапии.
Публикация «Использование сказкотерапии для развития психомоторных функций у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях деприваци» размещена в разделах
В процессе работы со сказками существенно обогащается жизненный опыт детей : они учатся находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях; понимать причины и последствия поступков и событий, что способствует развитию творческого мышления и совершенствованию адаптивных навыков. Занятия со сказками будят фантазию и воображение; развивают способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, развивают эмпатию и умение слушать; способствуют совершенствованию вербального языка (на уровне данного возраста).
Постановка кукольных спектаклей дает детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям. Благодаря куклотерапии создана особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты: развивается речь детей; развивается эмоциональная и моторная адекватность; развиваются коммуникативные навыки; развивается пространственная ориентация.
«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Следовательно, ребёнок получает оперативную, не директивную обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение.
По сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «У страха глаза велики» проведено по три занятия: слушаем, рассказываем и показываем сказку. Каждое занятие имеет свои цели (воспитательные, обучающие, развивающие). Занятия усложняются постепенно, сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий.
Работа с куклой в процессе занятий позволяет:
1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;
2) нести ответственность за управление куклой;
3) проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять;
4) осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
6) развивать произвольное внимание;
7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
В процессе работы со сказкой у детей развивается речь, воспитываются положительные качества личности, развиваются психомоторика и двигательные навыки.
Предлагаем детям работать со сказкой и в процессе использования песочной терапии. Работа проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слушает, а потом имеет возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т. п., кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.
Цель таких занятий – снизить уровень эмоциональной и сенсорной депривации, дать возможность проявить себя в необычных условиях.
Этим определяются и основные задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, тревоги;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развития внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Занятия длительностью 10 – 15 минут проводятся два раза в неделю. Каждое занятие повторяется по 2 – 3 раза.
В первой части занятия – игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают.
В основной части занятия – рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки.
В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности.
Педагог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет значимых взрослых. Постоянно в процессе работы поощряются спонтанные, живые и естественные реакции детей.
Самыми интересными для детей являются занятия танцевально-двигательной сказкотерапией. Детям читается сказка, а затем каждому ребенку предлагается изобразить героя сказки таким, каким его видит ребенок. Первое время дети не справлялись с заданиями, так как опыт инсценирования сказок у них небольшой. Но постепенно детям понравилось изображать сказочных персонажей определенными движениями, а танцами выражать их характер. Так, например, колобка один из детей изобразил так пластично, что на занятиях лепкой дети, получив задание лепить колобка, пытались слепить его таким, каким его изобразил ребенок.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации, является весьма эффективным и многуфункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод воспитателям и психологам к использованию в работе с детьми раннего возраста с целью развития психомоторных функций.