Елена Дубровина
Использование сенсорно-перцептивных тематических наборов для развития познавательной и речевой активности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
___
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов
"Информационно-методический центр"
Кировского района Санкт-Петербурга
___
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Мастер-класс
Категория кадров: воспитатели групп компенсирующего вида
Кировского района
Публикация «Использование сенсорно-перцептивных тематических наборов для развития познавательной и речевой активности детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2023
Тема : Использование сенсорно-перцептивных тематических наборов для развития познавательной и речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата проведения: 12.04. 2023 г. 13:00-14-30
Место проведения: проспект Маршала Жукова, дом 56, корп. 3, Санкт-Петербург
1. Тема : " Использование сенсорно-перцептивных тематических наборов для развития познавательной и речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель: Повышение профессионального уровня воспитателей групп компенсирующего вида и обмен опытом.
Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой - вовлечь педагогов в общение с коллегами - способствовать сплочению коллектива педагогов - освоение и последующее применение сенсорных перцептивных наборов в практической деятельности.
2. Оснащение: наборы по темам –«ПДД, Семья, насекомые, домашние животные, компьютер, проектор, презентация.
Атрибуты: шарфы, ложки, крылья.
Раздаточный материал: наборы по темам.
Организаторы:
Дубровина Е. В. – воспитатель ГБДОУ № 44 Кировского района. Санкт-Петербурга
3. Программа
Основные этапы организации мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников
I этап. Подготовительно-организационный.
Постановка целей и задач Приветствие, вступительное слово.
объявление темы, её актуальности и практической значимости Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая в организации мастер-класса
II этап. Основная часть.
Раскрытие темы мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ одного набора на примере с комментариями. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
III этап. Заключительная часть.
Анализ ситуации по критериям:
- овладение способами деятельности;
-развитие коммуникативной культуры. Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.
4. Основная часть
Основные этапы организации мастер-класса Деятельность педагогов Деятельность участников
I этап. Подготовительно-организационный. «Здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Дубровина Елена Владимировна, я воспитатель этого детского сада. Мы рады приветствовать Вас в нашем саду на открытом мастер-классе «Использование сенсорно-перцептивных тематических наборов для развития познавательной и речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
В рамках обмена опытом работы хочу рассказать о новой технологии, о интересном многофункциональном пособии.
Слушают педагога.
II этап. Основная часть 2 слайд: Цель. Эффективность: Новизна. Планируемые результаты
Пособие позволяет в доступной и интересной форме решать коррекционно - развивающие задачи в работе с детьми с ОВЗ и позволяет вовлечь ребёнка в игровую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и защищено, и сможет проявить творческую активность, раскрыть свой творческий потенциал.
Пособие представляет собой тематические наборы, которые используются в формате синтеза сенсорно-перцептивных действий. По сути это совместная образовательная деятельность детей и педагога, направленная на развитие сенсомоторных представлений, активизации познавательной активности.
Наборы позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Каждый набор создается к теме календарно-тематического плана на учебный год:
" Осень", " Сад и огород", " Лес: грибы и ягоды", " Домашние и дикие животные", " Животные жарких стран", " Подводные жители" и т. д.
В своем изготовлении тематический набор достаточно индивидуален и ориентирован на конкретный познавательный запрос детей. Предшествует – беседа с детьми. Универсальность данного пособия заключается в достаточно легкой интерпретации идеи, при реализации которой очень важно учесть имеющиеся у детей образовательные потребности (развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме, цвете или величине предметов, развитие тактильных ощущений….)
Игровые задания выстроены таким образом, чтобы дети не устали воспринимать материал и легко его запоминали. Педагог помогает детям запомнить материал, чередуя познавательную, практическую и игровую деятельности.
Достижение данной цели происходит через развитие зрительного восприятия (усвоение сенсорных эталонов, осязания и мелкой моторики, эстетического и творческого воображения, формирование пространственной ориентации. Все задания предлагаются детям в игровой форме, с использованием стихов, потешек, физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастик.
Тематические сенсорно - перцептивные наборы позволяют предоставить детям наглядность, с которой можно активно действовать и преобразовывать, а так же разворачивать игровые действия.
Данное пособие позволяет в доступной и интересной форме решать коррекционно - развивающие задачи педагогов в работе с дошкольниками.
В пособии представлена технология, позволяющая вовлечь ребёнка в игровую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя свою творческую активность.
Игры с сенсорно - перцептивными тематическими наборами - это совместная деятельность детей и педагога направлена на развитие сенсомоторных представлений, познавательной активности,
3 слайд: Использование современных образовательных технологий.
4 слайд: Выбор темы
5 слайд: Основа для наполнения. И содержание этих основ.
6 -7 слайд: Создаем сенсорно- перцептивный набор
8 слайд: я предлагаю поработать с одним набором – «Насекомые»
9 слайд: Подбираем игровые задания. Это могут быть - «Найди, кого назову», «Угадай из какой сказки», загадки по теме и т. д
• «Внимание, птичка!»
• «Прятки»
• «Ползает – летает»
10 слайд: можно предложить и физические упражнения в игровой форме.
Предлагаю поиграть коллегам.
А сейчас я предлагаю взять предложенные наборы и попробовать самим их оборудовать и придумать задания и нам их продемонстрировать.
Внимательно слушают педагога.
Коллеги включаются в игры.
Педагоги создают свои наборы и демонстрируют работу с ними.
III этап. Заключительная часть
Рефлексия
Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Вы сегодня замечательно поиграли, материал вам понравился, потому что вы все довольны. Спасибо! Давайте подведем итоги нашего мастер класса.
Что вам сегодня больше всего запомнилось? В чем вы испытали трудность? Если вам понравилось, как вы сегодня потрудились, то похлопайте себе и друг другу. Оценивают свою работу на мастер-классе. Отвечают на вопросы. Прощаются с коллегами.