Ольга Строкина
Использование русского фольклора а адаптационный период в детском саду
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч. Так русский поэт Александр Яшин писал в стихотворении «Русский язык». Сейчас из нашей жизни уходят не только «милые с детства» слова, но и привычки, обычаи, игры, предаются забвению многие рецепты и секреты воспитания детей, созданные педагогическим талантом русского народа, апробированные и передавшиеся из поколения в поколение; наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, из него исчезает красота образность.
Публикация «Использование русского фольклора а адаптационный период в детском саду» размещена в разделах
А есть ли такие средства, которые помогли бы нам вернуть утраченное? Да есть. Одним из таких средств является показ детям красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, пословицах, хороводах, сказках, потешках, калядках, обрядах и т. д. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.
Какие же материалы можно использовать в работе с детьми? Лучший вариант – познакомить ребенка со всей фольклорной палитрой, усложняя содержание в зависимости от возраста малыша. Приход ребенка в детский сад, период адаптации, как раз тот самый момент, когда происходит активное знакомство ребенка с фольклором. Для малыша важна эмоциональная близость с взрослыми, чувство защищенности, можно знакомить его с «поэзией пестования». Сюда входят колыбельные песенки, прибаутки, сказки, потешки, в которых каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям, эти песенки, потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражают заботу, нежность. Ими нужно окружать ребенка в течение всего дня.
Часто малыши, расставаясь утром с мамой, плачут. Утешая ребенка можно приговаривать:
Полно плакать!
Тише, тише,
А не то Полкан услышит,
Скажет: «Гав! Кто плачет тут?
Аней тут кого зовут?»
Во время умывания говорим:
Водичка, водичка,
Умой Алене личико,
Чтобы смеялся роток.
Чтоб кусался зубок,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели.
Во время еды, похваливая деток, произносим:
У нас полный дом ребят,
Все за столиком сидят,
Все за столиком сидят,
Кашу с маслицем едят,
Ложка гнется, рот смеется,
Душа радуется.
Укладывая спать приговариваем им:
Все ложатся на бочок,
Под головку кулачок,
Ветерок над головой,
Спи глазок, спи другой.
Но вот детки проснулись и, улыбаясь, поглаживая их по спинкам, спрашиваем:
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуши - потягунюшки
От носочков до макушечки
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся
Вот уже растем, растем.
И идем, приговаривая:
Большие ноги идут по дороге
Топ-топ, топ-топ
А маленькие ножки бегут по дорожке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Потешки, попевки употребляем мы изо дня в день, и они запоминаются детьми. И они уже сами начинают их повторять. Таким образом, речь их становится более красивой, образной.
Так же мы играем с детьми в русские хороводные игры, такие, как «Заинька», «Ходит Ваня», «Мы на луг ходили». Хороводные игры создают определенный духовный настрой, развивают у ребенка интерес к народному творчеству, воспитывают добрые чувства, знакомят с напевностью русского языка.
Дети любого возраста любят слушать сказку. Она покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов.
Знакомя детей со сказками, мы развиваем их активную речь, побуждаем к пересказыванию, к сочинению продолжения или концовки сказки.
Фольклор, составивший сегодня в большинстве своем педагогическую «Красную книгу», способен решить многие педагогические задачи. Он может заложить фундамент личности и творчества. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, сказкой, пословицей, игрой. И от того будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества зависит во многом дальнейшая жизнь маленького человека.