Татьяна Мальцева
Использование ресурсов Мибс для успешной реализации воспитательно-образовательной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Френсис Бэкон
В последние годы представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной инфраструктуре сильно изменились. Наряду с информационными задачами они решают также образовательные и воспитательные.
Так огромное значение приобретает детская библиотека в вопросах художественного образования дошкольников, привлечения детей и их родителей к чтению.
Публикация «Использование ресурсов Мибс для успешной реализации воспитательно-образовательной работы в ДОУ» размещена в разделах
В процессе планомерной работы, тесного сотрудничества с библиотекой «Ладушки» были достигнуты следующие результаты: установлены партнерские отношения между ДОУ и библиотекой, регламентируемые специальным договором о социальном партнерстве; определены организационно-педагогические условия, способствующие установлению такого рода социального партнерства.
Необходимость социального партнерства библиотеки и дошкольных образовательных учреждений выражается в том, что именно в дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову.
ДОУ, вступая в социальное партнерство с библиотекой, как правило, стремится решить следующие задачи:
- методическое обеспечение образовательного процесса;
- социализация детей в общество;
- формирование у детей общей культуры (правил поведения в учреждениях культуры, этике общения и т. д.);
- читательское развитие детей, ядро которого закладывается именно в старшем дошкольном возрасте;
- повышение читательской и педагогической компетентности родителей;
- содействие в вопросах нравственного, эстетического, экологического воспитания;
- обогащение представлений детей о профессии «библиотекарь».
Взаимодействие ДОУ с библиотекой является одним из факторов расширения познавательного интереса дошкольников.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает:
– Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
– Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;
– Развитие восприятия;
Опыт взаимодействия нашей группы «Капельки» и библиотеки «Ладушки» начал складываться еще в 2018 году.
Были первые экскурсии детей в библиотеку. Знакомство с библиотекой, с разнообразием детской литературы: художественными книгами, детскими журналами, газетами, огромным количеством детских энциклопедий. Также в это время ребята познакомились с профессией «библиотекарь».
Далее сложилась определенная система организации совместной деятельности: был заключен договор о сотрудничестве, составлен подробный план совместной работы, включающий в себя сроки, формы и тематику занятий с детьми. Информация о работе в данном направлении обязательно доводится до родителей детей.
В этом же году, 2018, две наши воспитанницы в возрасте 3-х лет, впервые поучаствовали в конкурсе чтецов в Общероссийском инновационном проекте «Моя Россия» (номинация «Литературная Россия»). Одна воспитанница читала стихотворение В. Авдиенко «Осень», а другая – отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище». Обе девочки получили дипломы победителей.
В 2020 году наши ребята приняли участие в конкурсе чтецов «Литературная Россия». Заняли призовые места.
В 2021 году участвовали в тематической панораме «Дети Великой победы».
В апреле 2021г. наш воспитанник получил благодарственное письмо от МАУК «Муниципальной информационно-библиотечной системы», как активный участник XV конкурса юных чтецов, посвященного дню космонавтики и 60-летию первого полёта человека в космос.
Хочется отметить, что 85% ребят в нашей группе уже читают. Если раньше мы приходили в библиотеку на какое-то мероприятие, организованное совместно с библиотекарем, ребята слушали, играли, читали выученные стихи, загадки, выполняли какие-то задания, то теперь нам даётся время не только посмотреть ту или иную книгу, которая заинтересовала, но и почитать всё, что интересно именно самому ребёнку.
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Одной из важных сфер познания для ребенка является книга.
Вся работа по ознакомлению детей с новой темой проводилась в детском саду. Поделки, рисунки и задания дети выполняли в детском саду и дома с родителями. Очень важная и ответственная миссия досталась и библиотекарям – они организовывали и проводили ознакомительные, развлекательные мероприятия в библиотеке. Дошкольники – особая категория, работа с ними – дело интересное, но в то же время, требующее от библиотекарей дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребёнка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие.
Создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей решает следующие воспитательно-образовательные задачи :
- развитие и содействие саморазвитию ребенка;
- создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и развития уникального внутреннего мира каждого ребенка;
- воспитание творческих способностей ребенка;
- достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребенка, который необходим для обеспечения интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
- обеспечение открытости библиотеки для всех детей;
- обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
- взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;
- обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
- развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения.
- повышение эффективности работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
- формирование у детей интереса к библиотеке;
- способствовать зарождению традиций семейного чтения;
- воспитание бережного отношения дошкольников к книге, как результату труда многих людей;
- развитие памяти, речи, внимания;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- воспитание у детей культуры поведения в общественных местах, правил этикета.
Все поставленные задачи успешно решаются в течении учебного года, благодаря систематической работе детского сада и библиотеки в соответствии с планом мероприятий.