Валентина Тюняева
Использование речевых игр в режимных моментах дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст – это уникальный период в развитии ребенка, который обладает своеобразной логикой и спецификой. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Публикация «Использование речевых игр в режимных моментах дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью 8языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.
Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Этому ребенок может научиться с помощью взрослого в дошкольные годы.
Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. И поэтому мы особое внимание в работе с детьми уделяем развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения. Ведь каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребенка.
Давно доказано, что стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаическая. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен слышать разнообразную речь взрослого.
Утром, когда ребенок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Можно поинтересоваться у ребенка, чем их родные и близкие занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; попросить рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).
Продолжить можно с выбранной игрушкой, которую ребенок принес с собой
используя разные потешки и стихи А. Барто. А можно вместе с ним просто описать эту игрушку.
Ещё один из вариантов, часто по утрам в раздевалке, родители уговаривают малыша зайти в группу. И для того чтобы этого не было, можно встретить стихами :
Пришли дети в детский сад,
Здесь игрушки ждут ребят,
Ждет здесь Арину верблюжонок,
Дашу ждет большой слоненок,
Проша с мишкою играет,
Соня Даше помогает,
Нянчит Лерочка мартышку,
А Кирюша смотрит в книжку.
Детям весело в саду!
С ними я сюда приду.
Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно. Пальчиковые игры развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение, успокоиться после стресса. Пальчиковые игры включаем в режим дня перед утренней гимнастикой, после прогулки, после дневного сна: не только ранее разученные и хорошо знакомые, но и новые.
Каждое утро в детском саду дети выполняют утреннюю зарядку. И им было бы очень интересно, если бы у них был девиз.
Сильным хочешь быть и смелым. По утрам зарядку делай!
В непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию эффективно используем прием комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Например, «Что ты сейчас делаешь? Что будет следовать после этого? Как ты считаешь, какой цвет лучше будет сочетаться с красным?» и т. д. Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
Дети знают, что перед каждым приемом пищи, нужно помыть руки. И им будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Моем руки чисто, чисто!
Моем руки быстро, быстро!
Мылом мылим, грязь смываем!
Сухо, сухо вытираем!
Во время приема пищи некоторые дети капризничают, соответственно отказываются от еды. Можно проговаривать такие слова:
«А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот – еда.
Не осталось и следа»
Часто бывает так, что дети во время еды начинают разговаривать. Вот здесь и будет уместно включать пословицы и поговорки, для того чтобы успокоить детей и настроить на прием пищи:
"Когда я ем, я глух и нем".
"Когда я кушаю, никого не слушаю".
Или с помощью тех же пословиц и поговорок, можно рассказать детям о пользе еды:
Хлеб - всему голова.
Щи да каша, пища наша.
Без хлеба нет обеда.
Кашу маслом не испортишь.
Как известно, внимание детей короткое. Они устают даже в то время, когда самостоятельно играют. Это приводит к тому, что дети начинают баловаться и бегать по группе. Поэтому их нужно отвлекать и дать им возможность расслабиться.
Для этого с детьми можно провести динамическую паузу или пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, после чего дети могут спокойно продолжить играть в свои игры. Дети проговаривают слова вместе с педагогом, и сопровождают все это движениями ног, рук и пальчиков.
После того как дети поиграли, они начинают наводить порядок в групповой комнате. И как правило для большинство детей это занятие, им не по душе. В этот процесс также можно включить речевое сопровождение :
Книжки любим мы читать!
Но их нужно убирать!
Книжки мы не рвем! Жалеем!
Убирать мы их умеем!
Кубики в коробочку.
Машинки все на полочку!
Красота! Построим дом!
Пусть живут игрушки в нем!
Будет в группе красота!
Все разложим на места!
При одевании детей на прогулку часто возникает такая ситуация, что ребёнок не хочет сам одеваться, можно предложить соревнование: «Кто быстрее оденется: девочки или мальчики?». Помогут в процессе одевания и стихи: Моя одежда
Я сейчас пойду гулять,
Что мне надо надевать?
Розовую юбку,
Беленькую шубку,
Белую жилетку,
Красную беретку.
Надо мне надеть носки,
А потом уж сапоги.
Красные сапожки,
Чтоб не мёрзли ножки.
Тёплый шарф и рукавички,
Рукавички –невелички.
Я совсем готова
И гуляю снова!
Прогулка для детей – это, самый любимый режимный момент в детском саду. И конечно же самое благоприятное время для педагогов в которое можно включить массу речевых игр.
Во время прогулок дети часто ведут наблюдение за явлениями и объектами природы. Перед занятием можно загадать загадки, прочитать стихотворение. А также использовать считалочки :
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Мишка-Мишенька, дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок то стоит три,
А водить то будешь ты!
Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры с речевым сопровождением например, как: "У медведя во бору", "Гуси-гуси", "Кот и мыши", "Карусели", "Два мороза" и многие другие игры.
Очень интересны для детей речевые игры с мячом : "Съедобное – несъедобное", "Один – много", "Назови ласково", "Кто, что делает?" … и т. д.
Прогулка заканчивается, когда дети заходят в группу и начинают раздеваться. Здесь можно также сопроводить этот процесс словами:
Любит шкафчик мой прядок!
Все лежит в шкафу как надо!
Вся одежда по местам!
Все в шкафу убрал я сам!
Во время укладывания спать, детей нужно подготовить и успокоить, ведь дневной сон очень важен для формирования крепкого здоровья детей:
Дальний лес стоит стеной. А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова. Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава знает сонные слова.
Как шепнёт свои слова, сразу никнет голова.
Я сегодня у совы попрошу такой травы.
Пусть тебе усни-трава скажет сонные слова.
Мы немножечко поспим, мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим и тихонько посопим.
И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами,
после дневного сна можно проговаривать говорушки, когда просыпаемся:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах для детей может стать с помощью речевых игр и художественного слова, намного интереснее и веселее. Да и для педагогов, грамотно организованная деятельность детей в режимных моментах, поможет правильно направить и смотивировать воспитанников на дальнейшее воспитание и обучение в детском саду.
Также не забудем и про то, что в игре дети многому учатся: расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо.
ВЫВОД: Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!