елена рябчун
Использование речедвигательной ритмики в коррекции речевых нарушений дошкольников ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ОНР отсутствует первичное нарушение интеллекта, сохранен слух, но имеются серьезные речевые дефекты, которые оказывают негативное воздействие на становление психики — невнятная речь, неправильное произношение звуков, недостаточная степень овладения звуковым составом слова, которое может повлечь за собой нарушение в развитии навыков чтения и письма. Несмотря на то, что многие дети отлично понимают обращенную к ним речь, сами они не имеют возможности для общения с окружающими посредством словесной формы речи. В ряде случаев эти и многие другие дефекты являются серьезным препятствиям для полноценного общения.
Публикация «Использование речедвигательной ритмики в коррекции речевых нарушений дошкольников ОНР» размещена в разделах
Особенности детской речевой деятельности оказывают непосредственное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, а именно — на процесс их формирования. Можно отметить недостаточную степень устойчивости внимания и ограниченность возможностей для его распределения. Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи выражаются также в виде соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций. Для них характерно и некоторое отставание развития двигательной сферы, выражающееся в недостаточной координации движений, низкой скорости и ловкости их выполнения. Наиболее трудным является выполнение движений в соответствии со словесной инструкцией из-за недостаточной координации пальцев кисти рук и уровня развития мелкой моторики
Для большей части детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.
Исследованиями Выготского Л. С., М. Е. Хватцева, Дворкиной П. С, Горской, И. Ю., М. В. Фомичевой показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики.
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Об общепедагогическом влиянии ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский. Использование ритмических упражнений способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга, развитию внимания, памяти, что, несомненно, позитивно влияет на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.
Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения можно осуществлять приёмами речедвигательной ритмики за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций.
Речедвигательная ритмика это движения, а дети любят двигаться, поэтому элементы упражнения речедвигательной ритмики включаю в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки, а на индивидуальные занятия по коррекции звука.
С помощью речедвигательной ритмики удаётся быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.
Речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.
Организуя коррекционную работу в логопедической группе, мы предаем большое значение использованию упражнений на координацию речи с движением.
Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции речевого недоразвития, проблема преодоления общего недоразвития речи требует поиска новых методов, технологий преодоления дефектов развития.
Таким образом, речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие в отличие от фонетической и логопедической ритмики, а включается в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение занятий с использованием технологии речедвигательной ритмики существенно повышает мотивацию детей к занятиям. Использование речедвигательных упражнений на занятиях оказывает оздоровительный эффект, т. к. они направлены на становление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания, способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта.
В своей практике мы используем технологию речедвигательной ритмики в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста следующих формах работы:
Развитие восприятия ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами:! ---; ---;! ! !; ---; --- --- и т. д. Логопед задаёт детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.
Развитие умения воспроизводить различный темп речи (ритмические структуры).
1. Восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане :
2. Восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане.
Достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи.