Водяницкая Людмила
Использование развивающих онлайн-игр в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ОНЛАЙН-ИГР В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Старший дошкольный возраст представляет собой период активного проявления познавательного интереса ребенка к речи, элементарного осознания языковой действительности (Н. Б. Мечковская, И. Г. Овчинникова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Однако иная картина наблюдается у дошкольников с общим недоразвитием речи. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина отмечают, что у детей с ОНР отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя [3].
Публикация «Использование развивающих онлайн-игр в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сидим дома с пользой!
- Старшая группа
- Темочки
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста выступает как одна из наиболее актуальных проблем современной логопедии. Поэтому перед логопедами стоит задача поиска наиболее эффективных средств для преодоления общего недоразвития речи.
Среди наиболее значимых для познавательного и речевого развития детей, с точки зрения многих исследователей, выступают развивающие игры.
П. И. Пидкасистым развивающая игра трактуется как идеальное средство: «орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей», предполагающее использование уже усвоенного знания в качестве способа «рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания для усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности» [2].
Учитывая особенности современных детей, меняющиеся требования к образованию, считаем целесообразным использовать развивающие онлайн-игры.
На диске «Звуковой калейдоскоп» предлагается игра на соотнесение гласного звука и буквы «Бедный дракончик». Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к соответствующей букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками
Можно предложить детям игры на различение гласных звуков «Две принцессы» или «Паровозики». Игры имеют несколько уровней сложности. Игра научит детей нахождению и различению гласных звуков среди звуков, слогов, слов.
Игры с микрофоном «Снежинки», «Букет для мамы» эффективны для развития плавной, продолжительной воздушной струи. Дети стараются правильно подуть в микрофон, чтобы на экране увидеть меняющуюся картинку.
Для развития связной речи рекомендуется использовать игру по составлению рассказов по серии картинок «Что сначала – что потом». Ребенок сначала должен разложить картинки в правильной последовательности, а затем составить рассказ из 3-5 предложений. Иногда мы придумываем и продолжение рассказа. Уверена, что такая работа способствует развитию связной речи, воображения и творческого мышления у ребенка.
Игра «Бежит-лежит» с диска «Начинаю говорить!» помогает в освоении глагольного словаря. Наблюдая за персонажами игры и озвучивая их действия, ребенок учится осмысливать и понимать глаголы. Изображать увиденные на картинке движения – еще один веселый элемент этой игры для малышей [1].
Список литературы
1. Кретинина Н. М. Использование игр в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Инфоурок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-po-logopedii-na-temuispolzovanie-igr-obrazovatelnogo-portalamersibo-v-rabote-s-detmi-s-onr-3283008.html
2. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М., 2006. – 268 с.
3. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис - пресс, 2008. – 224 с.