Татьяна Лымаренко
Использование разных изобразительных техник в творческих работах детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Помочь детям замечать изменения в природе, научить выражать эмоции в творческих работах- задача педагога.
Для изображения леса можно использовать множество различных выразительных средств и материалов, как привычных, традиционных (гуашь, акварель, карандаши или восковые мелки, различные виды бумаги для аппликации, так и способы и материалы, которые не используются на постоянной основе или некоторая сложность в их использовании подходит больше для индивидуальных творческих проектов.
Темочки:
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Как я подбираю материал, тему, которая станет позже творческой работой? Прежде всего, я стараюсь подбирать материал, который в готовой работе будет смотреться ярко, эффектно, позволит каждому ребёнку ощутить себя волшебником. Многие свои идеи я воплощаю в кружковой работе. Группа детей, посещающих кружок, разновозрастная, средний и старший дошкольный возраст. Детям важно самим выбирать материалы, элементы, которые дополнят работу, и у нас в наличии всегда и несколько видов фона, как и возможность выразить себя в мелких деталях.
Часто от творческих работ остаются детали, мелкий декор. Это листья, цветы, изображение животных, игрушек… В специальном конверте у меня находится такие картинки, в другом- обрезки бумаги, в третьем- фоны для работ, распечатанные со странички материалов для скрапбукинга. Детям очень нравится подбирать сюжет работы, дополнять мелкими деталями свою картинку. Можно выбрать фон, а потом придумать, что подойдёт для работы. А можно наоборот, выбрать персонажей, разместить на фоне, выбранном в конце. Персонажа легко взять из простой раскраски, нужно только вырезать по контуру после раскрашивания.
Осенние и зимние вечера- прекрасное время для такого вида деятельности, творческого поиска и релакса.
Поиск новых идей, выбор интересных ракурсов, материалов стимулирует творческую активность детей, раскрывает их потенциал, творческие грани и даёт эмоциональный подъём. Использование музыкального сопровождения на занятиях по рисованию, что я тоже часто делаю, не только настраивает детей на работу, но и помогает сосредоточиться и погрузиться в творчество.
В подборке представлены варианты изображения осеннего леса. Занятия можно использовать циклом или выборочно. Любую из представленных работ можно дополнить распечатанными и вырезанными фигурками диких животных, людей, мелкими деталями (солнце, луна и звёзды, осенние листочки). Этот материал может быть полезен педагогам- дошкольникам для подготовки работ с детьми к творческим конкурсам или для использования в кружковой работе, для занятий.
Занятие 1
(Слайд 2)
Тема занятия: «Берёзовая роща». Аппликация из окрашенной бумаги с элементами рисования.
Содержание занятия: учить создавать целостный образ, развивать фантазию, творческое воображение. Развивать эстетическое восприятие природы.
Материалы: листы белой бумаги, карандаши, мелки, маркеры, гуашь- по выбору детей. Ножницы, клей, кисточки, чёрный фломастер.
Предварительная работа : тонирование листа картона или бумаги мелками, карандашами, гуашью или маркерами. В представленном варианте тонировали маркерами. Обратить внимание детей, что добиваться совершенно ровного окрашивания не нужно, закрашивание позволит получить эффект неровности окраса осенней листвы.
Ход занятия:
На предварительно (или, если позволяет время, тут же тонированный лист бумаги наклеить полоски белой бумаги. Для этого лист белой бумаги необходимо нарезать на узкие длинные полоски, чёрным фломастером нарисовать чёрточки, имитируя ствол берёзы.
Полученный эффект берёз в роще хорошо виден с некоторого расстояния и, как правило, удивляет детей.
Связь с другими видами деятельности: наблюдение за природой на прогулке, дидактические игры «Угадай дерево», «Я знаю пять названий», «Угадай дерево по листку».
Занятие 2
(Слайд 3)
Тема: «Лес на ладошке». Рисование по обведённому контуру руки.
Содержание занятия: учить создавать образ осеннего леса, используя различные материалы (маркеры, восковые мелки, карандаши, развивать эстетическое восприятие. Расширять словарный запас детей (знание названий сложных цветов и оттенков). Продолжать учить дополнять рисунок мелкими деталями.
Материалы: лист белой бумаги, маркеры, карандаши, восковые мелки.
Ход занятия: вспомнить с детьми, как наблюдали за осенними деревьями на горке за полем. Обсудить цветовую гамму. Напомнить, что осенние цвета- не только жёлтый, оранжевый и красный, но и бордовый, коричневый, пурпурный. Предложить обвести руку и на основе этого силуэта рисовать горку, лес. Продолжать учить смешивать и наслаивать цвета, заполнять всё пространство листа, создавать красивую композицию.
Связь с другими видами деятельности: дидактические игры «Скажи, какого цвета», пальчиковые игры, чтение художественной литературы (Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке»).
Занятие 3
(Слайд 4)
Тема: «Радужный лес». Рисование по готовому контуру.
Содержание занятия: продолжать развивать способность детей к образному восприятию красоты природы и её передачи с помощью цвета, формы, композиции. Учить детей рисовать, используя привычные формы (овал, круг, заполняя все пространство листа, добиваться красивой композиции, необычного сочетания цветов. Расширять словарный запас детей (крона, пейзаж).
Материалы: шаблон с распечатанными силуэтами деревьев, восковые мелки, маркеры или фломастеры, цветные карандаши (на выбор).
Ход занятия: предложить детям создать образ осеннего леса, используя готовые шаблоны деревьев, рисуя кроны деревьев в виде овала или круга, как будто наматывая нитку на клубок. Уточнить, что, рисуя крону, лучше использовать разные цвета по очереди. Предложить детям, выполняя рисунок, использовать и карандаши, и маркеры. Разная интенсивность цвета добавит рисунку глубины.
Связь с другими видами деятельности: прослушивание аудиозаписи "Октябрь" П. И. Чайковского. Чтение сказок Н. Грибачёва.
Занятие 4
(Слайд 5)
Тема: «Осенние паутинки». Аппликация с элементами техники «изонить» и использованием нетрадиционных материалов.
Содержание занятия: познакомить детей с техникой- «изонить», учить создавать яркую, необычную работу, дополнять изображение мелкими деталями. Развивать мелкую моторику рук, учить аккуратно, равномерно наматывать нитки на шаблон, иногда чередуя цвета. Продолжать учить аккуратно наклеивать детали, развивать чувство композиции.
Материалы: лист цветного картона синего, фиолетового или бордового цвета, нитки шерстяные для вязки или «мулине», ножницы, двухсторонний скотч, шаблоны деревьев, вырезанные из картона, черный маркер.
Ход занятия: показать детям изображения, сделанные в технике «изонить», предложить попробовать сделать похожую работу. На шаблон кроны дерева наклеить кусок скотча, который не даст нити соскальзывать и сбиваться на одну сторону. Наматывая нить, чередовать цвета. Закрепить нить двухсторонним скотчем, приклеить на лист картона все подготовленные деревья. Нарезать нитки мелко, наклеить, имитируя траву и летящие листья. Дорисовать стволы деревьям.
Связь с другими видами деятельности: игры на развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения (собирание мозаики, поделок из мелкого конструктора, плоскостные картины из деревянных, пластиковых деталей). Обучение шитью простыми стежками, пришиванию пуговиц.
Занятие 5
(Слайд 6)
Тема: «Необычный лес». Объёмная аппликация с элементами оригами.
Содержание занятия: напомнить (или познакомить) о искусстве оригами. Учить детей создавать аппликацию, складывая листы бумаги в одну из базовых форм оригами. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, эстетические чувства, творчество.
Необходимые материалы: лист картона для фона, листы цветной бумаги для деревьев, маркер.
Ход занятия: показать детям поделки- игрушки, сделанные в технике оригами. Напомнить, как делали простые игрушки в этой технике. Предложить создать аппликацию на основе базовой формы «воздушный змей». Умеющим складывать кораблик и самолёт из бумаги предложить использовать элементы этих поделок, загибая угла и края листа бумаги внутрь.
Примечание: если дети не знакомы с техникой оригами и им трудно повторить базовую форму, можно упростить задачу и предложить произвольно загнуть края листа внутрь, формируя крону дерева. Такой вариант дети тоже принимают с интересом. В итоге кроны деревьев могут быть не только треугольной, но и пятиугольной, шестиугольной формы.
Связь с другими видами деятельности: обучение детей технике оригами, рассматривание тематических альбомов.
Занятие 6
(Слайд 7)
Тема: «Чудесный лес». Объёмная аппликация с использованием текстиля.
Содержание занятия: учить детей создавать привычную картину в новой технике и цвете, дополняя мелкими деталями. Учить выполнять работу аккуратно. Развивать творчество, образные представления.
Необходимые материалы: лист цветного картона для фона, шаблоны крон деревьев, вырезанные заранее из картона, лоскуты ткани с разным принтом, клей, чёрный маркер или фломастер, гуашь.
Ход занятия: обсудить с детьми варианты изображения деревьев, леса. Предложить выполнить кроны деревьев не только в непривычной технике, но и необычной расцветке. Уточнить, что в обычной аппликации мы намазываем не основу, а бумагу, которую хотим приклеить, а с тканью- наоборот. Приклеив лоскуты ткани к шаблонам, подворачиваем края и, не дожидаясь полного высыхания, приклеиваем на лист- основу. Сверху, во избежание деформации, можно положить груз.
Детям очень нравится на следующий день трогать уже высохшую работу, сравнивая тактильные ощущения от разных видов ткани.
Связь с другими видами деятельности: изучение свойств ткани, рассматривание разных видов ткани.
Занятие 7
(Слайд 8)
Тема: «Осенний лес, первый снег». Аппликация из окрашенной бумаги с элементами рисования.
Содержание занятия: учить выполнять работу аккуратно, дополнять изображение мелкими деталями, добиваясь выразительности. Развивать эстетические чувства.
Материалы: лист картона для фона, шаблоны крон деревьев, простой карандаш, клей, черный или коричневый фломастер, белая гуашь, ватные палочки.
Ход занятия: вспомнить с детьми, как на прогулке следили за сезонными изменениями, за изменением цвета крон деревьев. Рассмотреть листы тонированной бумаги (дети могут принять участие в подготовке их накануне). Предложить вырезать кроны деревьев, разместить их на листе, дополнить потом нарисованными стволами и ветками деревьев, снегом (нарисовать с помощью ватной палочки).
Связь с другими видами деятельности: наблюдение за природой осенью, дидактические игры «Угадай листок», «Четвёртый лишний».
Занятие 8
(Слайд 1)
Тема: «Осенние «находилки». Аппликация с использованием элементов коллажа, пластилинографии и рисования.
Содержание занятия: учить детей создавать осеннюю поделку в смешанной технике с использованием разнообразных элементов мелкого декора. Развивать творчество, фантазию.
Необходимые материалы: распечатанные фоны, цветной картон, бумага, в том числе объёмная, распечатанные изображения растений, цветов, оставшихся от прошлых проектов, раскраски, клей, ножницы, двухсторонний скотч.
Ход занятия: вместе с детьми рассмотреть материалы, подумать, что с чем сочетается по цвету и композиции, какие детали ещё нужно добавить, что из предложенного можно использовать. Собрать элементы, разместить, наклеить. Придумать название работе- тоже важный и творческий момент!
Выполнять работы в новых техниках детям интересно, это побуждает их к творчеству, развивает фантазию, уход от шаблонов. А результат всегда радует и воодушевляет.
Креативный подход, поиск позволяет объединить разные виды творчества, а сотрудничество ребёнка и педагога послужит успешной реализации самых смелых планов и идей!