Людмила Попова
Использование разных форм словесной речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
В формировании человеческой личности важным компонентом ее структуры выступает коммуникативный блок, т. е. умение вступать в общение с окружающими. Общение осуществляется посредством словесной речи. Существует несколько форм словесной речи, которые используются в общении и обучении детей с нарушениями слуха : устная, письменная, дактильная.
Публикация «Использование разных форм словесной речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Устная речь – самая типичная и распространенная форма словесной речи. Ее рассматривают с двух сторон – произношение и восприятие. Произношение осуществляется органами речи, восприятие – органами слуха. При сохранном слухе овладение устной речью происходит спонтанно в естественной речевой среде по подражанию. Формирование устной речи – основная задача при обучении неслышащих детей. Здесь большую роль играет использование остаточного слуха. Даже незначительные остатки слуха необходимы для более качественного произношения и для развития речевого мышления. Именно поэтому для каждого ребенка необходимо ношение ИСА. На первоначальных этапах обучения самостоятельная устная речь ребенка с нарушением слуха может быть в виде лепетных слов, усеченных слов, но чаще всего дети не владеют речью – у них имеются только различные голосовые реакции, вокализации, неотнесенный лепет. Это не речь. Обучение устной речи осуществляется на слухо-зрительной основе и с опорой на таблички с печатными буквами, которые прочитываются глобально, т. е. без различения отдельных букв.
Письменная речь – это чтение и письмо. В обучении детей с нарушениями слуха используются печатные слова и фразы (таблички, мы рассматриваем здесь письменную речь как специфическое вспомогательное средство № 1 при обучении словесной речи. Первоначально дети учатся читать таблички глобально, подкладывать их к предметам, соотносить с картинками. Со второго года идет обучение детей дактильной азбуке и аналитическому чтению.
Дактильная речь – специфическое вспомогательной средство № 2, используемое в обучении детей с недостатками слуха. Она была придумана в средние века испанскими монахами, давшими обет молчания. Не имея права пользоваться речью в ее природном звуковом варианте, но, испытывая потребность в общении, они изобрели такой способ обмена информацией, при котором можно было полностью сохранить содержание высказываний.
Каждая дактилема соответствует одной из букв алфавита, и само положение пальцев напоминает изображение буквы, т. е. цепочка букв в написанном слове передается цепочкой движения пальцев при дактилировании, слово как бы прописывается в воздухе без использования пишущих инструментов.
По своей структуре дактильная речь совпадает с письмом, а по функции стоит ближе к устной речи. В чем плюсы использования дактильной азбуки при обучении детей с нарушениями слуха?
1. Она может быть использована в любой ситуации общения, т. к. рука всегда находится при себе, даже в отсутствие нужной таблички.
2. При восприятии дактильного слова, если ребенок при этом дактилирует сопряжено с педагогом, в работу включается зрительный анализатор;
3. При движении пальцев активизируются речевые центры;
4. При дактилировании точно воспроизводится буквенный состав слова, тем более, что на каждой букве можно остановиться, повторить ее несколько раз, добиваясь четкого, внятного произнесения звука (произношение);
5. На основе дактильного проговаривания дети быстрее запоминают вводимые в речь языковые единицы и усваивают больший объем речевого материала, чем при бездактильном обучении.
Сроки использования дактилологии – 2 год обучения в ДОУ – 2-3 класс школы.
Дети в детском саду начинают дактилировать по подражанию педагогу на основе хорошо отработанных коротких по составу слов : дом, мяч, юла, тут, там). Не рекомендуется заучивать дактилемы в отрыве от речевого материала по таблице с дактильно-буквенным алфавитом. Чтобы у ребенка была сформирована плавная, четкая, правильная дактильная речь, он должен иметь хорошие образцы дактилирования взрослых:
1. Дактилирование должно быть плавным, ритмичным (не побуквенным, с четким положением руки на уровне груди, с наклоном не более 30*, правильной комбинацией пальцев, не слишком удаленным от глаз собеседника (2 - 2,5 м);
2. Нежелательно, чтобы на пальцах взрослого были какие-либо отвлекающие моменты – яркие кольца, неестественно яркий маникюр, смазанные йодом, зеленкой или забинтованные раны и т. п. ;
3. Каждый звук произносится четко, внятно, с соблюдением слитности, рука плавно движется вдоль таблички справа налево, каждый звук как бы «перетекает» в другой;
4. Не забывайте о выразительности речи, делайте паузы между словами;
5. Следите за правильным дактилированием детей, возникпющие ошибки исправляйте сразу в ходе общения.
Каждому родителю, который воспитывает ребенка с нарушением слуха необходимо знать дактильную азбуку, т. к. это язык, на котором в течение определенного времени будет говорить ребенок.