Приложение МААМ

Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства

Назаренко Екатерина Андреевна
Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, я определила в качестве одного из приоритетных направлений своей работы - развитие познавательной активности, творческого потенциала детей. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Темочки:

Актуальность педагогического опыта

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям.

К тому же одним из ведущих направлений деятельности дошкольного образования, ныне признанного первой ступенью общей педагогической деятельности, с учетом требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Современному обществу необходима педагогика творчества, где знания не передаются, а создаются в процессе познания и преобразования, что позволяет ребенку быть субъектом образования. Важно создать условия для освоения дошкольниками способов познания, их применения в деятельности и становления на этой основе ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной и технологической.

Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

Систематическое изучение ТРИЗовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

Исследуя и играя, дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, определяют свойства и функции объектов, линии их развития, развивают «творческие способности».

Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.

Использование нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ и РТВ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.

Практическая значимость педагогического опыта:

Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ и РТВ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

Новизна педагогического опыта заключается в интегрированном решении задач обучения технологии творчества и основной образовательной программы дошкольного учреждения с учетом ФГОС ДО. А также она направлена на создание условий развития инициативы и творческих способностей ребенка на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками через игры, познавательную и исследовательскую деятельность.

Цель : воспитание творческой личности через формирование творческого, системно-диалектического мышления.

Задачи:

В соответствии с психологическими особенностями детей дошкольного возраста поставлены следующие задачи:

В воспитании личности:

продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе;

формировать навыки творческой исследовательской работы;

развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели;

закреплять становление целенаправленной деятельности;

повышать самосознание, способность анализировать свои качества;

учить реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми;

учить планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть и устанавливать их связь;

В познавательной деятельности:

закреплять системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).

знакомить с функциональными обязанностями взрослых и детей.

учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.

учить элементарной безопасности жизни на понятийной основе.

знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий.

знакомить детей с разными сторонами действительности: явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний.

формировать овладение лексической грамотностью.

учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ (развитие творческого воображения) в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.

Курс РТВ:

учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.

учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

за счет использования приемов фантазирования- преобразования создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы. (Волшебники – преобразователи : «Увеличение – Уменьшение»; «Наоборот», «Дробление – Объединение»; «Оживление - окаменение»; «Изменение времени»)

проявлять способность «войти» в изображаемые события – словесно

выражать состояние героя, сверстника, взрослого.

учить оперировать экранами системного оператора, морфологического анализа при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов и явлений;

учить составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.

развивать умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно или с помощью сверстников, взрослого.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы :

проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения, поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности, игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений, практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).

Приемы:

Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают, решают противоречия).

Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей. (Игра «Данетка», моделирование вопросов по схеме).

Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.

Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем. (Использование приемов фантазирования: на конкретных примерах или на сказках; опираясь на жизненный опыт детей).

Выбор тех или иных методов или приемов зависит:

- от уровня развития детей;

- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или совместной деятельностью;

- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

Теоретическая значимость работы.

Состоит в анализе и обобщении методических разработок, созданных педагогами, работающих и внедряющих ТРИЗ – технологию в систему работы с детьми в условиях ДОУ.

Педагогическая целесообразность.

Целесообразность практической работы с использованием методов и приемов ТРИЗ – технологии с детьми старшего дошкольного возраста, вижу в возможности использовать данную технологию, как отличный способ положительного влияния на ребенка, для формирования творческого, нестандартного мышления, развития фантазии и изобретательской смекалки, познавательной активности, и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в целом.

Адресность опыта.

Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для педагогов дошкольных образовательных учреждений,

– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю :

-размещение материала на персональной страничке педагога на сайте ДОУ,

- мастер-классы, мероприятия

- консультации;

- дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений.

Особенности работы по технологии ТРИЗ-РТВ

Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии.

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи:

- организую и провожу занятия таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

- использую специальную Игрушку – героя занятия – щенка ТРИЗора, который «помогает» воспитателю. От лица ТРИЗора задаю проблемные вопросы, с ним проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;

- в конце занятия подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что нового узнали? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). При этом стараюсь обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.

Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы с детьми играем в путешествия по родному городу, «путешествуем» в космос, поездки на различном сказочном транспорте, на машине времени. Где мы узнаем, что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид, так например знакомство со свойствами ткани прошло под темой «Костюм для героя».

Дети не скучают на занятии, так как нет сообщения новых знаний, а происходит обучение способам самостоятельного добывания информации, через поисковую деятельность, коллективное рассуждение, через игры и тренинги.

Занятия строю по принципу - минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Включаю в процесс познания все доступные для ребенка мыслительные операции и средства восприятия (анализаторы, предметно-схематическую наглядность и т. д.). Активизирую творческое воображение детей.

Для решения поставленных задач использую следующие методы ТРИЗа:

- прием моделирования «Объект - имя признака - значение признака» по Т. А. Сидорчук. Для этого мною было создано пособие «В гостях у ТРИЗора», в котором содержатся разделы работы с «Именами признаков» (тучка с капельками, ТПФ (типовые приемы фантазирования) – представленные волшебниками преобразователями (бабочки, моделирование вопросов (цветочная полянка вопросов, определение причинно-следственных связей (дорожка).

Кроме этого, для закрепления знаний о признаках объекта, умения определять их значение были созданы дидактические игры, одна из них – «Карусель признаков».

- метод «Мозгового штурма» (автор - морской офицер Алекс Осборн). Он может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их;

- «Системный оператор» - один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов. Например: сосновый бор – сосна – части строения сосны;

- круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления провожу тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой);

- творческие задачи. Использую алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками (ДАРИЗ) автора Пчелкиной Е. Л. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ – литературе (Например по аналогии сказки К. Чуковского «Чудо – дерево» новогодние украшения);

- типовые приемы фантазирования (ТПФ). Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, наоборот. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник оживления (Оживление снега, его ощущения от прихода весны).

- ММЧ. Цель метода познакомить детей с агрегатным состоянием вещества;

Для проведения исследовательской деятельности при ознакомлении детей с различными материалами и агрегатным состоянием вещества разработала и создала на основе ММЧ авторское пособие «Исследовательский планшет».

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Оформление группы как единого индивидуализированного пространстваОформление группы как единого индивидуализированного пространства Пространство нашей группы организовано в виде "центров", оснащёных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы.

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет)Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьиРабота с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Современные требования к роли родителей в воспитании детей.

Фотоотчет о семейных рождественских посиделках в детском саду «Всей семьёй у огонька»Фотоотчет о семейных рождественских посиделках в детском саду «Всей семьёй у огонька» В нашей группе есть традиция в святочную неделю проводить совместно с родителями "Рождественские посиделки". Где дети знакомятся с русскими.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 20:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства» (включая файлы) размещена пользователем Назаренко Екатерина Андреевна (УИ 118627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД