Назаренко Екатерина Андреевна
Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, я определила в качестве одного из приоритетных направлений своей работы - развитие познавательной активности, творческого потенциала детей. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
Темочки:
Актуальность педагогического опыта
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям.
К тому же одним из ведущих направлений деятельности дошкольного образования, ныне признанного первой ступенью общей педагогической деятельности, с учетом требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Современному обществу необходима педагогика творчества, где знания не передаются, а создаются в процессе познания и преобразования, что позволяет ребенку быть субъектом образования. Важно создать условия для освоения дошкольниками способов познания, их применения в деятельности и становления на этой основе ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной и технологической.
Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
Систематическое изучение ТРИЗовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
Исследуя и играя, дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, определяют свойства и функции объектов, линии их развития, развивают «творческие способности».
Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.
Использование нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ и РТВ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
Практическая значимость педагогического опыта:
Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ и РТВ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.
Новизна педагогического опыта заключается в интегрированном решении задач обучения технологии творчества и основной образовательной программы дошкольного учреждения с учетом ФГОС ДО. А также она направлена на создание условий развития инициативы и творческих способностей ребенка на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками через игры, познавательную и исследовательскую деятельность.
Цель : воспитание творческой личности через формирование творческого, системно-диалектического мышления.
Задачи:
В соответствии с психологическими особенностями детей дошкольного возраста поставлены следующие задачи:
В воспитании личности:
продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе;
формировать навыки творческой исследовательской работы;
развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели;
закреплять становление целенаправленной деятельности;
повышать самосознание, способность анализировать свои качества;
учить реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми;
учить планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть и устанавливать их связь;
В познавательной деятельности:
закреплять системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).
знакомить с функциональными обязанностями взрослых и детей.
учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
учить элементарной безопасности жизни на понятийной основе.
знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий.
знакомить детей с разными сторонами действительности: явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний.
формировать овладение лексической грамотностью.
учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ (развитие творческого воображения) в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.
Курс РТВ:
учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
за счет использования приемов фантазирования- преобразования создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы. (Волшебники – преобразователи : «Увеличение – Уменьшение»; «Наоборот», «Дробление – Объединение»; «Оживление - окаменение»; «Изменение времени»)
проявлять способность «войти» в изображаемые события – словесно
выражать состояние героя, сверстника, взрослого.
учить оперировать экранами системного оператора, морфологического анализа при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов и явлений;
учить составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.
развивать умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно или с помощью сверстников, взрослого.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы :
проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения, поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности, игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений, практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).
Приемы:
Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают, решают противоречия).
Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей. (Игра «Данетка», моделирование вопросов по схеме).
Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.
Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем. (Использование приемов фантазирования: на конкретных примерах или на сказках; опираясь на жизненный опыт детей).
Выбор тех или иных методов или приемов зависит:
- от уровня развития детей;
- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или совместной деятельностью;
- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.
Теоретическая значимость работы.
Состоит в анализе и обобщении методических разработок, созданных педагогами, работающих и внедряющих ТРИЗ – технологию в систему работы с детьми в условиях ДОУ.
Педагогическая целесообразность.
Целесообразность практической работы с использованием методов и приемов ТРИЗ – технологии с детьми старшего дошкольного возраста, вижу в возможности использовать данную технологию, как отличный способ положительного влияния на ребенка, для формирования творческого, нестандартного мышления, развития фантазии и изобретательской смекалки, познавательной активности, и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в целом.
Адресность опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений,
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю :
-размещение материала на персональной страничке педагога на сайте ДОУ,
- мастер-классы, мероприятия
- консультации;
- дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений.
Особенности работы по технологии ТРИЗ-РТВ
Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии.
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи:
- организую и провожу занятия таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
- использую специальную Игрушку – героя занятия – щенка ТРИЗора, который «помогает» воспитателю. От лица ТРИЗора задаю проблемные вопросы, с ним проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
- в конце занятия подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что нового узнали? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). При этом стараюсь обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.
Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы с детьми играем в путешествия по родному городу, «путешествуем» в космос, поездки на различном сказочном транспорте, на машине времени. Где мы узнаем, что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид, так например знакомство со свойствами ткани прошло под темой «Костюм для героя».
Дети не скучают на занятии, так как нет сообщения новых знаний, а происходит обучение способам самостоятельного добывания информации, через поисковую деятельность, коллективное рассуждение, через игры и тренинги.
Занятия строю по принципу - минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Включаю в процесс познания все доступные для ребенка мыслительные операции и средства восприятия (анализаторы, предметно-схематическую наглядность и т. д.). Активизирую творческое воображение детей.
Для решения поставленных задач использую следующие методы ТРИЗа:
- прием моделирования «Объект - имя признака - значение признака» по Т. А. Сидорчук. Для этого мною было создано пособие «В гостях у ТРИЗора», в котором содержатся разделы работы с «Именами признаков» (тучка с капельками, ТПФ (типовые приемы фантазирования) – представленные волшебниками преобразователями (бабочки, моделирование вопросов (цветочная полянка вопросов, определение причинно-следственных связей (дорожка).
Кроме этого, для закрепления знаний о признаках объекта, умения определять их значение были созданы дидактические игры, одна из них – «Карусель признаков».
- метод «Мозгового штурма» (автор - морской офицер Алекс Осборн). Он может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их;
- «Системный оператор» - один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов. Например: сосновый бор – сосна – части строения сосны;
- круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления провожу тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой);
- творческие задачи. Использую алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками (ДАРИЗ) автора Пчелкиной Е. Л. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ – литературе (Например по аналогии сказки К. Чуковского «Чудо – дерево» новогодние украшения);
- типовые приемы фантазирования (ТПФ). Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, наоборот. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник оживления (Оживление снега, его ощущения от прихода весны).
- ММЧ. Цель метода познакомить детей с агрегатным состоянием вещества;
Для проведения исследовательской деятельности при ознакомлении детей с различными материалами и агрегатным состоянием вещества разработала и создала на основе ММЧ авторское пособие «Исследовательский планшет».