Татьяна Троегубова
Использование проектов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектов в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т. к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой до 2025 года». В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.
В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания, что соответствует заявленной теме.
Цель моей деятельности:
Сформировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.
Поставленную цель реализую через решение задач:
. Воспитательные :
•воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
•воспитание уважения к труду;
•воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : изобразительная деятельность, художественное слово.
. Развивающие:
•развитие нравственных норм поведения;
•развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
. Образовательные:
формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;
формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчеств обычаи, традиции, воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;
формирование представлений о своей малой родине (история посёлка люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;
формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.
В работе руководствуюсь принципами:
. Научности (правильное отражение действительности).
. Доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей).
. Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение года, от одной возрастной группы к другой, при гибком распределении материала).
. Личностно - ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка).
. Принцип историзма ( сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству) и др.
Практическая часть
Метод проектов, как было сказано выше, наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Рассмотрим целесообразность использования метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников. Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами. Запастись знаниями «впрок» никому не удается. Главное - научить ребенка пользоваться источниками информации.
Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности».
Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.
- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность - более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности. Проявляются стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей 5-7 лет.
Среди них можно выделить:
•непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
•возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;
•важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
•возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения».
Для успешного использования метода проектов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста сначала был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературой:
.Знакомство с программами патриотического воспитания в ДОУ : «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой; «С чего начинается Родина?» под редакцией Л. А. Кондрыкинской. Литература, описывающая особенности проектной деятельности и использование ее в работе с детьми.
Рассмотрим проектную деятельность по теме «Формирование у дошкольников основ патриотического воспитания через знакомство с историей родного города»
Вид проекта :
по контингенту участников: дети дошкольного возраста; воспитатели, родители;
по направленности: меж предметный (ознакомление с окружающим, развитие речи, познание, конструирование, художественное творчество);
по характеру деятельности: информационно - познавательный, творческий;
по продолжительности: работа по проекту рассчитана на 4 учебных года и ведется с детьми на каждом возрастном этапе.
Целью данного проекта является формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города.
Задачи:
1. Воспитательные : воспитывать чувство уважения и любви у дошкольников к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа.
. Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с родным краем, историей своего города, достопримечательностями и людьми, прославившим его.
. Образовательные: формировать представление у детей о ценности труда взрослых, его общественной значимости.
В процессе совместной деятельности были использованы следующие формы и методы работы:
• беседы о родном крае (выносятся темы сложные, требующие толкования, объяснения).
• использование наглядного материала: фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, фильмы, книги.
• рассказ о городе (воспитатель должен включить в него вопросы к детям).
• рассказы об исторических событиях города.
Рассказывая, не следует часто употреблять даты, т. к. дошкольникам не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что события проходили давно, можно употреблять такие выражения: «Это было очень - очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т. д.
• знакомство с достопримечательностями родного города.
Воспитатель рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, Дворцах культуры, соборах. В этих случаях не следует подробно рассматривать специальную архитектурную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
• целевые прогулки и экскурсии
Так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Но необходимо помнить, что на целевые прогулки и экскурсии следует выходить, соблюдая все требования по охране жизни и здоровья детей.
• игровая деятельность:
*дидактические игры «Узнай, где я нахожусь?», «Где мой дом?» и др. ;
* сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта» и др. ,
* строительные игры: «Мосты», «Стадион», «Транспорт» и др.
• художественное творчество, конструирование: рисование на тему «Я в детском саду», рисование на тему «Дом для моей семьи»; аппликация «Улицы города»
• опытно - экспериментальная деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка).
Приобщая дошкольников к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что он узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы его двор стал красивее; не сорить и т. д.
От того как воспитатель преподнесёт материал, зависит, воспримет ли ребёнок новые знания, или эта информация не затронет чувства детей, не вызовет у них желания узнать что-то новое.
Работу по формированию патриотического чувства дошкольника к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа можно представить в виде модели познания, которая имеет вид лестницы, где на каждой ступени происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.
Работа по познанию истории родного края, города, начинается с младшей группы и продолжается до подготовительной.
В работе по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города важна преемственность, сотрудничество с родителями.
При работе с родителями можно использовать такие формы работы как:
анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»;
поддержание групповых традиций совместным участием в них;
индивидуальные консультации, беседы;
родительское собрание с презентацией «Воспитать патриота и гражданина»;
фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе»;
совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
Процесс проведения совместной деятельности предполагает гибкость и творческий подход.
Содержание планирования можно дополнять, изменять, игры и упражнения могут повторяться, усложняться или упрощаться.
Примерный перечень тем по знакомству детей 5 -6 лет (старшая группа) с историей родного города.
Цель: Продолжать развивать представления об изменении позиции ребёнка в связи с взрослением, о семье и её истории; продолжать формировать интерес к «малой Родине», познакомить с достопримечательностями, культурой, традициями родного края, с людьми, прославившим свой край; углублять представления детей о Российской армии : рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину; о том, как в годы войн деды и прадеды сражались за нашу страну. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.
Заключение
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Именно поэтому проектная деятельность наиболее подходит для формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.
Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.
Список использованной литературы :
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М. : ЦГЛ 2004 г.
2. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст]/Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 11-14.
.Зеленова Н. Г. Мы живём в России. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
.Казаков А. П. Детям о великой Победе. - М. : Издательство Гном и Д, 2007 г.
.Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М. : ТЦ Сфера, 2004 г.
.Маханёва М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М. :АРКТИ, 2004 г.
.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М. :Линка - Пресс, 2003 г.
.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д.
.
.Трофимова Г. Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу [Текст]/ Г. Е. Трофимова // Управление ДОУ. - 2009. - №1. - С. 83-85.