Получи документы

Использование проблемных ситуаций как средства повышения эффективности обучения детей 6–7 лет в дошкольном учреждении

Юлия Вощенко
Использование проблемных ситуаций как средства повышения эффективности обучения детей 6–7 лет в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, порождает догадки, стимулирует их анализ и поиск ответа. Эта образовательная потребность дошкольников может быть реализована в процессе использования элементов технологии проблемного обучения.

Раскрывая вопросы организации проблемного обучения дошкольников, важно определить сущность данного понятия. Существует множество определений понятия проблемного обучения. Так, В. Оконь пишет: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем., оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, и наконец, руководство процессом систематизации знаний» [2,с. 74].

Публикация «Использование проблемных ситуаций как средства повышения эффективности обучения детей 6–7 лет в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Кудрявцев Т. В. дал следующее определение: «Проблемное обучение заключается в создании перед учащимся проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций учащимися в ходе совместной деятельности учащихся с учителем при оптимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего» [3,c.39].

По мнению Махмутова М. И., основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания в значительной части не передаются в готовом виде обучающимся, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации». Он дал следующее толкование: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом принципов проблемности; процесс взаимодействия преподавания и усвоения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащимися, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированной системой проблемных ситуаций»[4,с. 83].

Обобщая исследования авторов, первая особенность проблемного обучения состоит в том, что оно обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, вторая - глубину убеждений, третья — творческое применение знаний в жизни. Они имеют наибольшую социальную значимость. Остальные особенности, по мнению М. И. Махмутова, - имеют специально-дидактический характер и обусловливают эффективность действия первых трех[4,с. 88].

Основываясь на исследования авторов, можно сделать вывод,что проблемное обучение основывается на тех закономерностях мышления, которые характеризуют его творческие процессы и дают возможность принципиально иначе организовать обучение, включая ребенка в поисковую, исследовательскую деятельность с целью открытия, самостоятельного добывания новых знаний, а так же в процессе решения субъективно новых для него проблем.

Таким образом, проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности детей, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение способствует развитию интеллекта ребенка, его эмоциональной сферы и формированию основ мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного - объяснительно-иллюстративного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, выявляется приоритет поисковой познавательной деятельности детей.

Занятия в ФГОС ДО прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в беседах, на прогулках, в ходе индивидуальной работы педагога с ребенком, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с родителями воспитанников.

Исследуемый нами старший дошкольный возраст предполагает проведение с детьми системных занятий, формирующих элементы будущей учебной деятельности, основы поведения на занятиях, что является элементами готовности детей к школьному обучению. Элементы проблемного обучения (проблемное изложение педагогом изучаемой темы, показ им способа решения ситуации, проблемные вопросы, создание специальных проблемных ситуаций) способствуют формированию у детей основ продуктивного и творческого мышления, учит устанавливать логику и причинно-следственные связи. Ребенок, обучающийся только репродуктивным путем, по принципу «сделай как я» не станет обладателем критического и продуктивного мышления при отсутствии опыта его применения, а не по причине интеллектуального недоразвития.

Занятие сегодня заменено термином - непосредственная образовательная деятельность (НОД). Однако, суть и назначение занятий при изменении методов их организации должны остаться неизменной. Занятие является формой системной, целенаправленной, планомерной организации обучения ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста, ориентированная на специфику и возможности возраста, вместе с тем выводящая ребенка на зону его ближайшего развития по Л. С. Выготскому. Занятие не должно стать копией урока. Это интересное по своим методам форма обучения детей, проводимая ежедневно в режиме дня. Подбор занятий в течение дня должен включать разные виды умственной и двигательной активности, формировать разные виды знаний и способов деятельности[1, с. 46].

В целях определения путей и затруднений педагогов при внедрении элементов проблемного обучения в образовательный процесс в дошкольном учреждении нами была проведена опытно-экспериментальная работа.

В процессе наблюдений за деятельностью воспитателей старшей и подготовительной групп в дошкольном учреждении, нами были проанализированы их умения по управлению процессом разрешения проблемных ситуаций включающие в себя :

- умение предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;

- умение мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;

- умение выбрать проблемные ситуации в соответствии ходом мысли детей, решающих проблему;

- умение не предвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

В результате нашего анализа и самоанализа педагогов, мы пришли к следующим выводам:

1. Педагоги не достаточно четко ориентировались в возникающих проблемах на пути реализации проблемной ситуации.

2. Возникали затруднения при необходимости мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, в целях ее усложнения или упрощения.

3. Меньшую степень затруднений испытывали при выборе проблемных ситуаций в соответствии с ходом мысли решающих проблему.

4. Педагоги объективно и не предвзято оценивали работу детей, испытывая незначительные затруднения в дифференцированной оценке деятельности детей в решении проблемных ситуаций.

Так же на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был применен метод системных наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста, целью которых являлось выявить их отклик на поставленную перед ними проблемную ситуацию, как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Анализ изучения отклика детей старшего дошкольного возраста на проблемную ситуацию показало, что повышение мотивации к познавательной деятельности было выявлено у тринадцати детей, что соответствовало 65% от общего количества наблюдаемых, а не изменившийся уровень активности познавательной деятельности был зафиксирован у семи детей, т. е. 35% от общего количества наблюдаемых.

Так же в процессе наблюдения за деятельностью детей, нами были проанализированы умения детей разрешать проблемные ситуации, включающие в себя:

- умение видеть проблемы и ставить их самостоятельно;

- умение создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной;

- умение направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами;

- умение объективно и корректно оценить свое решение и решения собеседников.

В результате анализа, мы пришли к следующим выводам:

1. Дети не всегда умеют увидеть проблемы, не в состоянии в большинстве случаев поставить их самостоятельно.

2. Дошкольники испытывают затруднения при создании гипотез по решению проблемы, но способны выдвигать идеи при помощи педагога, и так же нуждаются в направлении и корректировке воспитателем при оценивании выбранной гипотезы и при переходе к новой, в случае непродуктивности первоначальной.

3. При незначительной помощи педагога, справляются с изменением хода решения проблемной ситуации.

4. Дети успешно справляются с оценкой получившегося результата, анализируют выводы полученные другими детьми, испытывая при этом незначительные затруднения и не всегда корректно высказывают свою оценку.

Таким образом, проанализировав деятельность педагогов в создании развивающей среды обучения, т. е. внедрении проблемных ситуаций в познавательные занятия и повседневную деятельность детей старшего дошкольного возраста, и их отклик на использование проблемных ситуаций, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников для достижения эффективности использования проблемных ситуаций в обучении детей старшего дошкольного возраста.

2. Необходимо использовать различные методы и средства проблемного обучения не только на занятиях, но и в повседневной деятельности старших дошкольников (прогулки, беседы с детьми и т. д., что приведет к повышению уровня познавательной активности.

3. Необходимо разработать примерные конспекты занятий, в которых отклик на проблемную ситуацию возникнет у максимально большого количества детей старшего дошкольного возраста и будет связан с их личным опытом, постепенно усложняя их содержание.

Анализируя эти факты, можно сделать вывод, что занятие, как единица организации системного и целенаправленного обучения, является наиболее благоприятной почвой для реализации элементов технологии проблемного обучения в решении задач развития познавательной сферы старших дошкольников в ДОО под руководством профессионально подготовленных специалистов. Проблемное обучение можно продуктивно использовать в обучении старших дошкольников, имеющих личностный, знаниевый и деятельностный опыт.

Библиографический список:

1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии[Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: Перспектива, 2018.-224 с.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения[Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 464 с.

3. Кудрявцев,В. Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы [Текст] / В. Т. Кудрявцев. - Москва: Знание, 1991.- 80 с.

4. Махмутов, М. И. Проблемное обучение : Основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. Академия педагогических наук СССР. – Москва: Педагогика, 1975.- 367 с.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Педагогика [Текст] /В. А. Сластенин, И. Ф Исаев – Москва: Школа-Пресс, 1997.-371 с.

Публикации по теме:

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проблемных ситуаций как средства повышения эффективности обучения детей 6–7 лет в дошкольном учреждении
Опубликовано: 25 августа 2020 в 16:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проблемных ситуаций как средства повышения эффективности обучения детей 6–7 лет в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Вощенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД