Казина Наталья
Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования уровня общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребёнка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребёнка в общении, является метод мнемотехники, который относится к невербальным средствам общения и может использоваться в следующих качествах:
-как средство временного общения, когда ребёнок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью. Задача педагога сохранить у ребёнка мотивацию и желание общаться;
-как средство постоянного общения для ребёнка неспособного говорить;
-как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
-как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии;
Таким образом, использование пиктограмм призвано обеспечить ребёнку возможность вступать в общение дома, в детском саду, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
Методика использовании мнемотехники предполагает следующие этапы обучения ребёнка с использованием пиктограмм :
1. Ознакомление ребё нка со знаком- символом и уточнение его понимания:
-идентификация символа;
-выбор нужной пиктограммы из ряда других;
-конструирование фразы с помощью пиктограмм;
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:
-составить из пиктограмм пару;
-среди определённого множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе;
-четвёртый лишний;
-найти и исправить ошибку в парах пиктограмм;
-найти и исправить ошибку во фразе;
3. Последовательность логического конструирования фразы путё м самостоятельного выбора необходимого символа:
-дополнить фразу нужной пиктограммой,выбрав её из серии других;
-составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу;
-составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу;
-подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
-составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие "знак"-обобщающее понятие-закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Используемые источники :
1. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. - "Я - говорю", рабочая тетрадь для занятий с детьми. изд. "Дрофа", Москва, 2008 г.
2. Карельская Е. Г. - "Растим говорунов", методическое пособие для педагогов и родителей, изд. "Дрофа", 2007 г.