Светлана Перепечаева
Использование природного камня на психо-коррекционных занятиях с детьми раннего возраста
Использование природного камня на психо-коррекционных занятиях с детьми раннего возраста.
Проводя диагностику общего развития детей, мы все чаще выявляем проблемы психологического характера, это и сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и застенчивость, а также гиперактивность, агрессивность, повышенная тревожность. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и младшем школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение. Поэтому психо-коррекционную работу эффективнее начинать в раннем детстве.
Публикация «Использование природного камня на психо-коррекционных занятиях с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Младшая группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Исходя из этого, мною разработаны программы по психопрофилактике и психокоррекции, основной задачей которых является предупреждение отклонений и коррекция имеющихся недостатков в психическом развитии детей раннего возраста. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от тяжести отклонения, а также от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
В работе по данным программам я использую различные психотехники, такие как:
сказкотерапия;
музыкотерапия;
игротерапия;
ароматотерапия;
занятия с сенсорным оборудованием;
игры с крупой;
тестоплатика;
занятия с водой;
рисование красками, кремом, мелом;
занятия с песком, природным камнем;
использование растений (желуди, каштаны, листья деревьев, цветы).
Сегодня я хочу рассказать об одной из таких техник, которая, на мой взгляд, является наиболее эффективной в работе с гиперактивными и агрессивными детьми. Это использование природного камня в психо-коррекционой работе.
Как известно, еще с древних времен камень привлекал внимание человека. Вначале он служил орудием труда и использовался, как оружие на охоте. Позднее камень стал предметом религиозного преклонения. Не в силах объяснить свойства камней, во все времена пророки и астрологи, маги и философы приписывали большинству драгоценных камней чудодейственную силу, утверждая, что каждый камень способен оказывать определенное влияние на судьбу и характер человека.
В наши дни люди тоже продолжают верить в чудесную силу камней. Отличие заключается лишь в том, что сейчас вера основывается не только на магическом воздействии камней, но и на познаниях целебных свойств некоторых минералов.
На своих занятиях я использую в основном, морскую гальку, декоративный камень, а также несколько камней янтаря, бирюзы и необработанного кристалла горного хрусталя. Именно эти камни я применяю на занятиях не случайно, так как, например, главное свойство бирюзы – примирять все враждебное, усмирять ссоры, отводить гнев. Она также лечит простудные заболевания, укрепляет иммунитет, успокаивает нервную систему, снимает умственное и физическое напряжение. Янтарь использовался еще в древности для лечения и украшения. Этот камень дарит радость и покой, уменьшает внутричерепное давление, улучшает настроение, а также обладает успокаивающим эффектом, снимает приступы агрессии и повышенной тревожности. А чистота горного хрусталя породила множество легенд о его целебной силе. Считается, что хрусталь может усмирить неуравновешенных, взбалмошных людей, он очищает тело, мысли от негатива, придает жизненные силы, избавляет от страхов.
Использование камней на занятиях вызывает большой интерес и неописуемый восторг у детей, им нравится трогать камни, перебирать их руками, ходить босиком по камушкам, звонко булькать их в воду, а также находить разноцветные камни в крупе и прятать их в тесто. Наблюдая за малышами, я отметила, что постепенно занимаясь с камнями, они успокаиваются, расслабляются, и тем самым их негативные эмоции вымещаются положительными проявлениями. Их агрессия, тревожность, гиперактивность сменяется заинтересованностью, радостью, смехом и ожиданием чуда.
Проводя скрининг-диагностику психического состояния детей до и после проведения этих занятий, мной были выявлены превосходные результаты. Почти у всех детей, имеющих негативные психические проявления, они или полностью исчезли, или остались незначительными. Бесспорно, что это положительно сказалось и на развитии мелкой моторики, координации движений, познавательной активности, речи, творческого воображения, а также формирования представлений об окружающем мире.
Мне очень хочется, чтобы мои коллеги – психологи и дефектологи применяли данную методику в работе с детьми, как раннего, так и дошкольного возрастов. И я уверена, что их ждут замечательные результаты, которые обеспечат создание адекватных условий для нормального развития психики и личности ребенка.