Получи документы

Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников

Калачева Юлия
Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников

А. А. Калачева

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 «Пеликан»»

Публикация «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников» размещена в разделах

Меня заинтересовала проблема повышения качества знаний в начальной школе по русскому языку. В частности вопрос о способах хранения информации. Ведь не секрет, что даже самые примерные ученики, которые добросовестно учат все правила, со временем забывают их.

Таким образом, определилась проблема: как дать возможность ребёнку всегда иметь в памяти опору, по которой он быстро вспомнит правило, способ проверки или правильное написание трудно запоминаемого слова.

Одним из способов решения проблемы является изобретение вместе с детьми схем, опор для запоминания.

Поэтому я решила познакомиться с приемами эйдетики.

Актуальность опыта.

Современные дети за время обучения должны усвоить огромный объем знаний. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень познавательных и творческих способностей должен быть достаточно высоким. Для этого существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение.

Эйдетика – это специальная методика, которая поможет ученику с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.

Новизна

Использования заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, дети приобщаются к творческой деятельности, учатся общению со старшими и сверстниками.

Целью моей деятельности: является освоение приёмов и техник эффективного запоминания и обеспечение положительной динамики для создания условий формирования прочного орфографического навыка на основе использования приемов эйдетики как наиболее эффективного средства запоминания и хранения информации

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

Для меня:

- изучить методику, разработанную Игорем Юрьевичем Матюгиным- автором «Школы эйдетики»,

- создать методический инструментарий для применения на практике,

- применить приёмы и техники этой методики для эффективного запоминания,

- обеспечить положительную динамику орфографической грамотности.

Для обучающихся:

- совершенствовать орфографический навык учащихся с помощью различных приемов моделирования, направленных на эффективное запоминание изучаемого материала;

- создавать условия для самостоятельного творческого поиска графических и фонетических ассоциаций для запоминания словарных и трудно проверяемых слов.

Предполагаемые результаты: освоение мной приёмов и техники эффективного запоминания для повышения качества орфографической зоркости обучающихся.

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам Игоря Матюгина, названия которых говорят сами за себя:

«Как развить хорошую память?» Главная изюминка книги – это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы.

«Как развивать внимание?» Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

«Как запоминать слова?» Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова.

«Как запоминать английские слова?» В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью дети смогут без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

Наиболее эффективные приемы и методы эйдетики :

1. Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак. (Приложение 1)

2. Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать орфограммы, тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Показ слайдов с музыкой, показ моря и включается шум моря

3. Метод запоминания точной информации. Он включает в себя мнемонику, запоминание с опорой на ассоциации, цепной метод и акровербальную технику. Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида (Приложение 3)

4. Метод занимательные четверостишия. Суть в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший (Приложение 4)

5. Метод в слове спряталось другое слово. (Приложение 5)

6. Метод графические ассоциации (по схожести изображения) Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных тетрадях (Приложение 6)

Другое название «рисунки–образы». Устанавливаем графическую связь между словом и образом (зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы). Данный приё м реализуется под следующим девизом:

Слово трудное попалось. Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву

Не забудем никогда.

7. Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности.

1 Рифмовка

2. Игра со словами

3. Нахождение проверочного слова (Приложение 7)

8. Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.

2. Смысловые ассоциации

3. Свободных ассоциаций

Прием «создания свободных ассоциаций» – процесс творческий. Его ценность – это наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы грамматически, общая заданная орфограмма, общее семантическое поле (Приложение 8)

9. Подкрепление слов», которые трудно проверить. Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов. (Приложение 9)

10. Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, интересные тексты, стихи, песни и др.

Яизучила литературу по выбранной теме, собрала копилку методов и приёмов работы на уроках русского языка, подобрала наглядный материал, систематизировала его по изучаемым темам посвятила применению собранного материала на уроках русского языка, наблюдала за тем, какие методы и приёмы были наиболее эффективны в моем классе и способствовали более прочному усвоению изучаемого материала, проводила контрольные работы, словарные диктанты, тесты, анализировала их результаты с целью выявления качества усвоения изучаемого материала с помощью приёмов эйдетики.

Методы эйдетики : Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общении. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие детей.

Работая над темой поняла, что приёмы эйдетики можно применять не только на уроках русского языка и не только в начальной школе. В процессе поиска материалов мне встретились приёмы работы на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира, иностранного языка.

Например, при изучении умножения использую такие приёмы :

-"Шляпа фокусника" (при умножении на 0). Если накрыть ею любой предмет, зайца или букет цветов, мы увидим только шляпу. Вот так же ноль, накрывая, как шляпа, любое число - дает ноль.

-"Зеркало" (при умножении на 1). Кого мы увидим в зеркале, если посмотрим в него? Свое отражение, то есть себя. Точно также любое число, посмотрев на единицу - зеркало, увидит себя.

В конце года применения приёмов эйдетики планирую провести контрольный диктант и тест, которая подведет итог проделанной работе по использованию приёмов эйдетики на уроках русского языка.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов (Прил 11)

Вывод:

Таким образом, можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась и приемы эйдетики оказывают положительное воздействие на формирование орфографического навыка учащихся

Мне, как учителю начальных классов, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Эйдетика дает возможность с помощью памяти, воображения и неординарного мышления изучать различные школьные предметы. В общем эти методы оптимизируют сознательное восприятие и усвоение учебной программы, вырабатывая навыки активного творческого мышления.

Библиографический список литературы

Матюгин И. Ю. Магия памяти. - Сталкер. : 1998 г.

Матюгин, М. Ю. Школа эйдетики/ И. Ю. Матюгин, Е. И. Чекаберия, И. К. Рыбникова, Т. Б. Слоненко, Т. Н. Мазина Школа эйдетики. –М. : Эйдос, 1995г.

Республиканский журнал «Обучение в начальной школе» №5 ,6 2013г.

Республиканский журнал «Начальная школа : воспитание и обучение» № 3, 6 2014,«Сборник из опыта работы учителей Акмолинской области»Кокшетау 2014 г.

«Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г. /

Шрагина Л. И. Логика воображения. - М. : Народное образование, 2001г.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухов/ Издательство Московского университета, 1981 г.

Матюгин И. Г «Школьная энднтика)

Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии. – М. : «Просвещение», 1991.

Замирова, Л. А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. – Мн. : ООО «Сэр-Вит», 2001.

Иванова, В. А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. – М. : 1997.

Козлова, Г. А. Работа со словарными словами в начальной школе. – Мозырь: ООО «Белый ветер», 2005.

Никишина, Н. В. Комплексная методика повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе : методическое пособие. – М. : Восход, 2017.

Росланова, О. В. Русский язык. Работа со словарными словами. – М. : 1999.

Список интернет-ресурсов

Мнемотехника и Эйдетика - Специалист (2020)

https://eground.pro/threads/mnemotexnika-i-ehjdetika-specialist-2020.61543/

2. Скорочтение Суперпамять. Управление информацией - Матюгин И. Ю

https://eground.pro/threads/skorochtenie-superpamjat-upravlenie-informaciej-matjugin-i-ju.26992/

Приложение 1

Методы зрительной прорисовки.

Первый метод – зрительная прорисовка. Допустим, вы учите цифры и буквы. Ребенку это дается довольно тяжело, попробуйте их превращать в какой-либо предмет. Например: шесть – замок, восемь – очки и так далее. То же самое проделайте с буквами.

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке.

Приложение 2

Метод мысленной прорисовки.

Метод “Мысленной прорисовки” – это метод мысленного соединения воображаемых символов и слов с реальными предметами. Этот метод отличается от предыдущего тем, что символы или слова не просто “накладываются” на предметы, а мысленно прорисовываются, как, будто на самом деле пишутся или рисуются. При этом вы должны видеть все этапы работы и просто физически ощущать сам процесс, т. е. чувствовать движение руки, скрип карандаша или запах краски. Только не двигайте на самом деле рукой. Обычно в воображении пишут яркой краской или фломастером, можно писать карандашом или мелом, выбор за вами. Главное, чтобы символы были крупными и хорошо “заметными”.

1. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.

Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о

Погода – погоду наблюдают по годам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека – библия

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Урожай – земля рожает урожай

2. Задание «Сильный и слабый»

Сравни кота и маленького котёнка. Кто сильный? Кто слабый?

Сравни выделенные гласные буквы в словах: кОт и кОтёнок.

Гласные буквы одинаковые.

Гласные буквы разные.

Помоги слабому!

В слове кОт гласный под ударением — сильный.

В слове кОтёнок гласный безударный — слабый.

Ударная О в слове кот под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове котенок.

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота — он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позиции фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии : переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией — ударным гласным в слове кот.

3. Картинный диктант «Молчанка». Записать через запятую слова, называющие предметы, изображенные на картинках. Проверяемые гласные в корне подчеркните одной чертой, непроверяемые — двумя.

Приложение 3

Метод Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”

Герой – Гена – герой

Деревня – дед в деревне

Приложение 4

Метод Занимательные четверостишия.

Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.

ГАля гАзету домой принесла,

Телепрограмму скорее нашла.

Что там, в гАзете?

А ГАля не знает,

Только лишь телепрограмму читает дальше

А ДЕдушке Морозу

Все дЕти в дЕкабре

Готовят дружно встречу

У елки во дворе.

Что дЕлали дЕжурные?

Водой залили пол.

Ведром в футбол играли,

Зато забили гол!

Приложение 5

1. В слове спряталось другое слово.

Валенки – валенки у Ленки

Горизонт – гори, зонт!

Облако – на облаке лак

Ракета – в ракете рак

2 Состав слова.

Воскресенье – приставка вос-

Автобус, автомобиль – корень авто-

Агроном – корень агро-

Понедельник – приставки по- и не-

Пятница – суффикс –иц-

Девочка – суффикс –очк-

Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-

Приложение 6

Метод Графические ассоциации (по схожести изображения).

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных

Приложение 7

Цепной метод

заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

1. Рифмовки.

* Правильно писать дружок

Нам поможет суффикс – ок - (низкий – низок)

*Найти правильный ответ

Нам поможет слово «Нет». (мороз – нет мороза)

*Было мало – стало много.

Так скорее проверяй! (дед – деды)

*Слово ласково назови

И правильно пиши. (стежка – стеженька, (низко – низенький)

*Чтобы написать на «5»,

Глагол надо подобрать. (кружки –кружиться)

* Знаю я давно уже:

В слове «Г» проверит «Ж»! (дорожки – дорога)

*Слово трудное запомнить

Нам эйдетика поможет. (кофта – кофе, (вокзал – волк на вокзале)

Приложение 8

Изографы.

это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.

Смысловые ассоциации.

Приложение 9

«Подкрепление слов»

Приложение 10

Акровербальная техника основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.

1. Из гОрОда через вОрОта по дОрОге в ОгОрОд за гОрОхОм шли вОрОна, вОрОн, сОрОка, вОрОбей. Там сОлОвей им пел! ХОрОшО!

2. Получила квАртиру. На стене повесила кАртину, кАлендарь, тАрелку (декоративную). А сегодня повешу крАпиву. Моя квАртира, чем хочу, тем и украшаю!

3. На прОспекте возле фОнтана стоял сОлдат. Отдыхает!

Приложение 11

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практикеИспользование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике. Пластилин был придуман в 1897 году в Англии преподавателем.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 08:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Калачева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД