Калачева Юлия
Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников
▼ Скачать
Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников
А. А. Калачева
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 «Пеликан»»
Публикация «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Меня заинтересовала проблема повышения качества знаний в начальной школе по русскому языку. В частности вопрос о способах хранения информации. Ведь не секрет, что даже самые примерные ученики, которые добросовестно учат все правила, со временем забывают их.
Таким образом, определилась проблема: как дать возможность ребёнку всегда иметь в памяти опору, по которой он быстро вспомнит правило, способ проверки или правильное написание трудно запоминаемого слова.
Одним из способов решения проблемы является изобретение вместе с детьми схем, опор для запоминания.
Поэтому я решила познакомиться с приемами эйдетики.
Актуальность опыта.
Современные дети за время обучения должны усвоить огромный объем знаний. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень познавательных и творческих способностей должен быть достаточно высоким. Для этого существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение.
Эйдетика – это специальная методика, которая поможет ученику с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.
Новизна
Использования заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, дети приобщаются к творческой деятельности, учатся общению со старшими и сверстниками.
Целью моей деятельности: является освоение приёмов и техник эффективного запоминания и обеспечение положительной динамики для создания условий формирования прочного орфографического навыка на основе использования приемов эйдетики как наиболее эффективного средства запоминания и хранения информации
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Для меня:
- изучить методику, разработанную Игорем Юрьевичем Матюгиным- автором «Школы эйдетики»,
- создать методический инструментарий для применения на практике,
- применить приёмы и техники этой методики для эффективного запоминания,
- обеспечить положительную динамику орфографической грамотности.
Для обучающихся:
- совершенствовать орфографический навык учащихся с помощью различных приемов моделирования, направленных на эффективное запоминание изучаемого материала;
- создавать условия для самостоятельного творческого поиска графических и фонетических ассоциаций для запоминания словарных и трудно проверяемых слов.
Предполагаемые результаты: освоение мной приёмов и техники эффективного запоминания для повышения качества орфографической зоркости обучающихся.
Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам Игоря Матюгина, названия которых говорят сами за себя:
«Как развить хорошую память?» Главная изюминка книги – это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы.
«Как развивать внимание?» Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.
«Как запоминать слова?» Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова.
«Как запоминать английские слова?» В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью дети смогут без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.
Наиболее эффективные приемы и методы эйдетики :
1. Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак. (Приложение 1)
2. Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать орфограммы, тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Показ слайдов с музыкой, показ моря и включается шум моря
3. Метод запоминания точной информации. Он включает в себя мнемонику, запоминание с опорой на ассоциации, цепной метод и акровербальную технику. Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида (Приложение 3)
4. Метод занимательные четверостишия. Суть в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший (Приложение 4)
5. Метод в слове спряталось другое слово. (Приложение 5)
6. Метод графические ассоциации (по схожести изображения) Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных тетрадях (Приложение 6)
Другое название «рисунки–образы». Устанавливаем графическую связь между словом и образом (зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы). Данный приё м реализуется под следующим девизом:
Слово трудное попалось. Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву
Не забудем никогда.
7. Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности.
1 Рифмовка
2. Игра со словами
3. Нахождение проверочного слова (Приложение 7)
8. Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
2. Смысловые ассоциации
3. Свободных ассоциаций
Прием «создания свободных ассоциаций» – процесс творческий. Его ценность – это наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы грамматически, общая заданная орфограмма, общее семантическое поле (Приложение 8)
9. Подкрепление слов», которые трудно проверить. Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов. (Приложение 9)
10. Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, интересные тексты, стихи, песни и др.
Яизучила литературу по выбранной теме, собрала копилку методов и приёмов работы на уроках русского языка, подобрала наглядный материал, систематизировала его по изучаемым темам посвятила применению собранного материала на уроках русского языка, наблюдала за тем, какие методы и приёмы были наиболее эффективны в моем классе и способствовали более прочному усвоению изучаемого материала, проводила контрольные работы, словарные диктанты, тесты, анализировала их результаты с целью выявления качества усвоения изучаемого материала с помощью приёмов эйдетики.
Методы эйдетики : Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общении. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие детей.
Работая над темой поняла, что приёмы эйдетики можно применять не только на уроках русского языка и не только в начальной школе. В процессе поиска материалов мне встретились приёмы работы на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира, иностранного языка.
Например, при изучении умножения использую такие приёмы :
-"Шляпа фокусника" (при умножении на 0). Если накрыть ею любой предмет, зайца или букет цветов, мы увидим только шляпу. Вот так же ноль, накрывая, как шляпа, любое число - дает ноль.
-"Зеркало" (при умножении на 1). Кого мы увидим в зеркале, если посмотрим в него? Свое отражение, то есть себя. Точно также любое число, посмотрев на единицу - зеркало, увидит себя.
В конце года применения приёмов эйдетики планирую провести контрольный диктант и тест, которая подведет итог проделанной работе по использованию приёмов эйдетики на уроках русского языка.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов (Прил 11)
Вывод:
Таким образом, можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась и приемы эйдетики оказывают положительное воздействие на формирование орфографического навыка учащихся
Мне, как учителю начальных классов, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Эйдетика дает возможность с помощью памяти, воображения и неординарного мышления изучать различные школьные предметы. В общем эти методы оптимизируют сознательное восприятие и усвоение учебной программы, вырабатывая навыки активного творческого мышления.
Библиографический список литературы
Матюгин И. Ю. Магия памяти. - Сталкер. : 1998 г.
Матюгин, М. Ю. Школа эйдетики/ И. Ю. Матюгин, Е. И. Чекаберия, И. К. Рыбникова, Т. Б. Слоненко, Т. Н. Мазина Школа эйдетики. –М. : Эйдос, 1995г.
Республиканский журнал «Обучение в начальной школе» №5 ,6 2013г.
Республиканский журнал «Начальная школа : воспитание и обучение» № 3, 6 2014,«Сборник из опыта работы учителей Акмолинской области»Кокшетау 2014 г.
«Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г. /
Шрагина Л. И. Логика воображения. - М. : Народное образование, 2001г.
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухов/ Издательство Московского университета, 1981 г.
Матюгин И. Г «Школьная энднтика)
Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии. – М. : «Просвещение», 1991.
Замирова, Л. А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. – Мн. : ООО «Сэр-Вит», 2001.
Иванова, В. А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. – М. : 1997.
Козлова, Г. А. Работа со словарными словами в начальной школе. – Мозырь: ООО «Белый ветер», 2005.
Никишина, Н. В. Комплексная методика повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе : методическое пособие. – М. : Восход, 2017.
Росланова, О. В. Русский язык. Работа со словарными словами. – М. : 1999.
Список интернет-ресурсов
Мнемотехника и Эйдетика - Специалист (2020)
https://eground.pro/threads/mnemotexnika-i-ehjdetika-specialist-2020.61543/
2. Скорочтение Суперпамять. Управление информацией - Матюгин И. Ю
https://eground.pro/threads/skorochtenie-superpamjat-upravlenie-informaciej-matjugin-i-ju.26992/
Приложение 1
Методы зрительной прорисовки.
Первый метод – зрительная прорисовка. Допустим, вы учите цифры и буквы. Ребенку это дается довольно тяжело, попробуйте их превращать в какой-либо предмет. Например: шесть – замок, восемь – очки и так далее. То же самое проделайте с буквами.
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке.
Приложение 2
Метод мысленной прорисовки.
Метод “Мысленной прорисовки” – это метод мысленного соединения воображаемых символов и слов с реальными предметами. Этот метод отличается от предыдущего тем, что символы или слова не просто “накладываются” на предметы, а мысленно прорисовываются, как, будто на самом деле пишутся или рисуются. При этом вы должны видеть все этапы работы и просто физически ощущать сам процесс, т. е. чувствовать движение руки, скрип карандаша или запах краски. Только не двигайте на самом деле рукой. Обычно в воображении пишут яркой краской или фломастером, можно писать карандашом или мелом, выбор за вами. Главное, чтобы символы были крупными и хорошо “заметными”.
1. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о
Погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!
Библиотека – библия
Сегодня – сего дня (при Петре I)
Урожай – земля рожает урожай
2. Задание «Сильный и слабый»
Сравни кота и маленького котёнка. Кто сильный? Кто слабый?
Сравни выделенные гласные буквы в словах: кОт и кОтёнок.
Гласные буквы одинаковые.
Гласные буквы разные.
Помоги слабому!
В слове кОт гласный под ударением — сильный.
В слове кОтёнок гласный безударный — слабый.
Ударная О в слове кот под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове котенок.
Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота — он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позиции фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии : переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией — ударным гласным в слове кот.
3. Картинный диктант «Молчанка». Записать через запятую слова, называющие предметы, изображенные на картинках. Проверяемые гласные в корне подчеркните одной чертой, непроверяемые — двумя.
Приложение 3
Метод Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Герой – Гена – герой
Деревня – дед в деревне
Приложение 4
Метод Занимательные четверостишия.
Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.
ГАля гАзету домой принесла,
Телепрограмму скорее нашла.
Что там, в гАзете?
А ГАля не знает,
Только лишь телепрограмму читает дальше
А ДЕдушке Морозу
Все дЕти в дЕкабре
Готовят дружно встречу
У елки во дворе.
Что дЕлали дЕжурные?
Водой залили пол.
Ведром в футбол играли,
Зато забили гол!
Приложение 5
1. В слове спряталось другое слово.
Валенки – валенки у Ленки
Горизонт – гори, зонт!
Облако – на облаке лак
Ракета – в ракете рак
2 Состав слова.
Воскресенье – приставка вос-
Автобус, автомобиль – корень авто-
Агроном – корень агро-
Понедельник – приставки по- и не-
Пятница – суффикс –иц-
Девочка – суффикс –очк-
Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-
Приложение 6
Метод Графические ассоциации (по схожести изображения).
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных
Приложение 7
Цепной метод
заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.
1. Рифмовки.
* Правильно писать дружок
Нам поможет суффикс – ок - (низкий – низок)
*Найти правильный ответ
Нам поможет слово «Нет». (мороз – нет мороза)
*Было мало – стало много.
Так скорее проверяй! (дед – деды)
*Слово ласково назови
И правильно пиши. (стежка – стеженька, (низко – низенький)
*Чтобы написать на «5»,
Глагол надо подобрать. (кружки –кружиться)
* Знаю я давно уже:
В слове «Г» проверит «Ж»! (дорожки – дорога)
*Слово трудное запомнить
Нам эйдетика поможет. (кофта – кофе, (вокзал – волк на вокзале)
Приложение 8
Изографы.
это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
Смысловые ассоциации.
Приложение 9
«Подкрепление слов»
Приложение 10
Акровербальная техника основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.
1. Из гОрОда через вОрОта по дОрОге в ОгОрОд за гОрОхОм шли вОрОна, вОрОн, сОрОка, вОрОбей. Там сОлОвей им пел! ХОрОшО!
2. Получила квАртиру. На стене повесила кАртину, кАлендарь, тАрелку (декоративную). А сегодня повешу крАпиву. Моя квАртира, чем хочу, тем и украшаю!
3. На прОспекте возле фОнтана стоял сОлдат. Отдыхает!
Приложение 11
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов