Оксана Ломакина
Использование приемов моделирования при формировании представлений о времени детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
Детям дошкольного возраста необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Использование приемов моделирования при формировании представлений о времени детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Вышесказанное выделяет актуальность в моей работе и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.
Целью настоящей работы является изучение особенностей использования моделирования в процессе развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи, которые вы можете увидеть на слайде.
- изучить теоретические и методические подходы по ознакомлению старших дошкольников со временем;
- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;
- составить серию игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации по использованию серии игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В практике работы нередко происходит формальное усвоение детьми временных категорий, ориентация на их заучивание, что негативно сказывается на процессе дальнейшего развития временных представлений у детей в школе.
С целью создания оптимальных условий для формирования у дошкольников временных представлений необходимо использовать в работе самые различные средства и способы «материализации» времени. Одним из таких условий является создание оптимальной предметно – развивающей среды, целью которой является формирование пространственно – временных представлений у детей. Примеры элементов такой среды вы можете увидеть на слайде.
• различные часы – настенные, напольные, настольные, наручные; большие и маленькие; электронные, механические; макеты часов, часы-конструктор (игрушечные). Дети знакомятся с различными видами часов, их ролью в жизни людей, учатся распознавать время на часах, понимать такие меры времени, как час и минута. Они начинают также осознавать, что часы служат средством регуляции деятельности детей и взрослых;
• секундомер, песочные часы с 1-,3-, 5-, 10-, 15- минутными интервалами. Они удобны для ознакомления детей с небольшими интервалами времени, в частности с минутой как единицей времени, из которой складываются другие отрезки времени (3 минуты – сумма отдельных минут). Песочные часы дают возможность наблюдать текучесть минуты. Таким образом, с помощью приборов измерения времени у детей развивается чувство времени;
• схема – карта страны, на которой обозначено несколько городов: Москва – столица России, Пенза, где живут воспитанники детского сада, Владивосток и Петропавловск – Камчатский. Возле этих городов изображены макеты часов, показывающих разное время. Работая с картой, дети узнают стороны света – север, юг, запад, восток и время, по которому там живут люди;
• модели и календари – это оптимальный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно – схематизированной форме. Плоские и объемные, простые и сложные, круговые и линейные, разные по форме (прямые, спиралевидные и др., модели «Неделя», «Времена года», «Год» (А. Локоть, Т. Д. Рихтерман, Р. Чуднова, Е. Щербакова, О. Фундикова и др.). Модели позволяют показать основные свойства времени : текучесть, необратимость, периодичность; временную длительность и временную последовательность явлений, событий, действий. Активно действуя с моделями, дети осознанно овладевают эталонами времени;
• карточки – символы – разноцветные прямоугольники с изображением печатных цифр от 1 до 7 с надписями: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Действуя с ними, дети уточняют знания о днях недели и их последовательности;
• карточки – картинки с изображением действий детей и взрослых, природных явлений. Рассматривая, сравнивая, группируя, классифицируя картинки, дошкольники выделяют основные признаки данного отрезка времени, содержание и характер деятельности взрослых и др. ;
• репродукции картин известных художников: И. И. Шишкин, «Утро в сосновом лесу», «Полдень. В окрестностях Москвы»; А. А. Пластов, «Юность. Утро», «Ужин трактористов»; Н. М. Рамадин, «Розовый вечер»; А. И. Куинджи, «Ночь на Днепре», «Вечер на Украине»; И. В. Левитан, «Сумерки. Стога»; А. А. Рылов, «Закат»; К. Юон, «Майское утро»; Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»; К. Д. Фридрих, «Восход луны на море» и т. д. Ознакомление с художественными произведениями позволяет ребенку понять, что на картинах отражается события во времени, осознать взаимосвязь природных и социальных явлений в изображенном художником отрезке времени;
• панно «Звездное небо», с помощью которого дети узнают, как люди определяли время по звездам;
• материалы для проведения опытов и экспериментов, которые позволяют ребенку получать новые сведения о явлениях, события, устанавливать простейшие связи и зависимости (причинно – следственные, логические и др.);
• набор фотографий людей в разные возрастные периоды (девочка, девушка, женщина, старушка; мальчик, юноша, мужчина, старик). Дети начинают понимать временные отношения по возрасту, дифференцируя существенные признаки (морщинки возле глаз, на руках) и несущественные – полнота, рост, очки и т. д.).
• дидактические игры, разработанные Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной, Т. Д. Рихтерман, К. В. Назаренко, М. И. Василевой, Т. А. Мусейибовой и др., а также самостоятельно разработанные нами. Игры, систематизированные по сложности, включающие разнообразные дидактические средства (схемы, модели и др., предлагаемые в определенной последовательности, обеспечивают успешное усвоение ребенком различных категорий, повышают его познавательную активность;
• детские рисунки («Неделька», «Мой дом», «Автопортрет», «Зимнее небо», «Лето» и др.). Рассматривание и обсуждение рисунков расширяет представления детей об окружающем мире, о времени (о его характерных признаках, временах года, окраске неба в то или иное время суток и др., стимулирует детское творчество;
• художественная литература (рассказы, сказки, стихотворения, малые формы фольклора : загадки, пословицы, поговорки, потешки). В ней в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Ребята знакомятся с произведениями С. Маршака, А. Барто, С. Баруздина, Е. Трутневой и других авторов, стихами С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева и других. В процессе обсуждения они выделяют характерные признаки того или иного времени года, запоминают яркие, образные выражения из художественных произведений;
• тематические выставки: «Мир времени», «Как люди определяли время» и другие. Информационно – познавательный материал помогает сделать мир времени близким и понятным детям.
Опыт работы показывает, что такая среда в детском саду создает возможность интеграции различных видов деятельности на основе формирования временных представлений детей : поисковой, игровой, изобразительной, элементарно – исследовательской и др. Ребенок, выбрав деятельность в соответствии со своими интересами и возможностями, а также необходимый материал, вовлекается в разные виды общения (взрослый – ребенок, ребенок - ребенок). Он имеет возможность «продвигаться» индивидуальным темпом, овладевать словарем, отражающим временные отношения.
Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам и объективным явлениям. Так, например, на слайде вы можете видеть, через какие элементы окружающей действительности можно дать понятие детям о различных промежутках времени.
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят его показать.
В ходе наблюдения за детьми старшей подгруппы было выявлено, что уровень знаний временных представлений у воспитанников не соответствует программе.
В группе с помощью родителей и сотрудников детского сада был создан уголок времени в форме Мини-музея, куда входят:
- модели частей суток, дней недели, времен года и т. д. и детские календари;
- приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);
- настольно – печатные дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т. д.);
- репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);
- художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е. Я. Ильина и др.);
- альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);
- плакаты (времена года, часы – определяем время и т. д.).
Уголок расположен в доступном для детей месте и используется как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Была составлена система игр и игровых упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.
Для начала детям предлагались игры с распознаванием правильной последовательности действий, либо сюжета.
«Цепочка времени» (детям предлагаются картинки с изображением людей женского и мужского полов в разные периоды времени; игры с сериями картинок по сюжетам сказок.
«Оденься сам», где дети определяют последовательность одевания на прогулку с опорой на схему. «Готовим салат», где дети по картинкам определяют последовательность обработки и приготовления овощей и т. д. Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку». Для этих игр использовались линейные модели с карточками. На этом же этапе использовали такую модель как «Бусы». Воспитанникам предлагалось собрать цепочку по порядку из бусин, цвета которых обозначают определенное время года.
На следующем этапе были использованы круговые модели «Времена года», «Части суток», «Дни недели». Воспитанники не только самостоятельно работали с такими моделями в уголке природы, но и пользовались ими в процессе игры «Когда это бывает».
Цель применения круговых моделей — познакомить детей с непрерывностью и текучестью времени — важна для формирования личности дошкольника, подготовки его к школьному обучению.
Объемные модели имеют свои преимущества в использовании : отражают динамичную смену временных циклов; многофункциональны в работе, так как с их помощью можно закреплять не только понятия Временных эталонов, но и иллюстрировать свойства времени (текучесть, сменяемость, в качестве составных частей используются знакомые детям плоские модели в виде кругов.
Так же велась работа по знакомству с календарем. Дети следили за сменой чисел, дней недели и месяцев. Особенно понравилась работа с отметкой погоды на индивидуальных листочках, которые потом ребята раскладывали и наблюдали смену погоды в течение недели.
Заинтересовала воспитанников игра «Живая неделя», где цифры от 1 до 7 перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирали любую карточку, выстраивались по порядку в соответствии с цифрой. Они превращались в дни недели
Дети, которые не участвовали в игре, давали задания «дням недели» :
- Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.
- Назови все выходные дни.
В этом учебном году столкнулась с тем, что этих форм работы недостаточно для закрепления знаний о днях недели. Дети группы с тяжелыми нарушениями речи, двое из них с ЗПР и РАС: восприятие затруднено. Решила сделать пособие, где дни недели обретают каждый свой образ. К каждому герою сочинила маленькое четверостишие, каждый день недели окрашен соответственно – будний или выходной. В этом пособии дети сами составляют расписание на день (чем будем заниматься, есть здесь календарь событий, в котором отмечены дни рождения, праздники и сюрпризы, которые дети ждут с нетерпением, считают недели дни. Показана и последовательность дней недели. Моим воспитанникам очень понравилось данное пособие и заполнением его занимаются сами дети. В ходе работы с календарем мы отметили, что нужны еще несколько карточек с видами деятельности, которые не были предусмотрены сначала. Результат не заставил себя ждать. Данная модель помогла моим детям закрепить знания дней недели и их последовательности.
Рядом с календарем природы и веселой неделькой мы разместили отрывной календарь. Каждое утро воспитанники самостоятельно меняют карточки в календаре природы, в «Веселой недельке», отрывают и складывают листки календаря по неделям и заполняют календарь погоды. Это стало своеобразным ритуалом в группе.
Игры и игровые упражнения использовались детьми не только в свободной и совместной с педагогом деятельности, но и в специально организованной. Так на занятии «Космическое путешествие» дети с помощью модели планеты Земля, Солнца и Луны опытным путем знакомились со сменой времен года и частей суток.
Кроме серии игр и игровых упражнений были разработаны методические рекомендации для использованию данной серии по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. При их составлении я руководствовалась принципами научности, доступности и системности.
Знакомя детей с любой временной моделью следует руководствоваться следующими правилами:
• число элементов рассматриваемой единицы времени (например, сутки из четырех, а неделя из семи);
• длительность каждого элемента рассматриваемой единицы времени (например, дни недели равны по длительности, а части суток нет);
• место каждого элемента в схеме (например, утро должно быть изображено после ночи, а вслед за ним день и т. д.);
• цикличность (периодичность, алгоритм).
Целенаправленную работу по формированию у детей временных представлений следует вести через все виды деятельности.
На слайде вы видите формы работы по формированию временных представлений старших дошкольников.
Опыт работы показывает, что достаточно выделить и наглядно представить детям временную последовательность с помощью моделей, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.
Исходя из всего мною сказанного делаю вывод, что использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает положительные результаты, особенно при знакомстве детей со временем и его особенностями.