fff
Использование приемов мнемотехники в работе педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
Как сформировать речь ребёнка, наполнить её разными словами, красивыми фразами? Как помочь ребёнку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?
Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Ответы на эти вопросы я нашла в методиках МНЕМОТЕХНИКА, (которую разработали Т. В. Большева, Л. Е. Белоусова, Т. Б. Полянская) и МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала я в течение нескольких лет использую в работе с детьми мнемотехнику. С уверенностью могу сказать, что приемы и методы мнемотехники могут использовать воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи, учителя.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);
Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов.
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка содержит больше информации и состоит из мнемоквадратов.
Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы
наложения и приложения.
Следующий этап – работа с мнемотаблицами. это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки. Содержание мнемотаблицы - это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев.
Главное передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В мнемотаблице можно изобразить все.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов на необходимую тему. Кроме этого в интернете можно найти уже готовые таблицы и схемы.
В своей работе я использоваться приемы мнемотехники для :
1. заучивание стихов
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы. На начальном этапе взрослый предлагает готовую мнемотаблицу или мнеможорожку, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
2. Отгадывание и загадывание загадок.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Мнемозагадки - Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
3. Пересказ художественной литературы.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
4. Обучение составлению рассказов
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы
5. Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее.
Использование приемов мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
6. дидактические игры
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
" модель должна отображать обобщённый образ предмета;
" раскрывать существенное в объекте;
" замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.