Анастасия Егорова
Использование приемов ментальной математики детьми подготовительной группы дошкольного возраста
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕМОВ МЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
С ДЕТЬМИ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
USING TECHNIQUES OF MENTAL MATHEMATICS WITH CHILDREN OF THE PREPARATORY GROUP, PRE-SCHOOL AGE
Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования приемов
ментальной математики с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Использование приемов ментальной математики детьми подготовительной группы дошкольного возраста» размещена в разделах
Abstract : the article discusses the possibility of using techniques mental mathematics with preschool children.
Ключевые слова: левое и правое полушарие мозга, ментальная математика,
абакус, урок, дошкольное учреждение
Keywords : left and right brain hemispheres, mental mathematics, abacus, lesson, preschool institution.
Человеческий мозг, бесспорно, является одним из удивительных творений природы, который таит в себе огромный потенциал. Это орган центральной нервной системы, состоящий из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и нейронных связей. Функции нашего мозга включают в себя все необходимые процессы для нашей жизнедеятельности.
Мозг поделен на два полушария левое и правое, каждый из которых, в
свою очередь, выполняет определенные задачи. Давайте разберем, какую работу берет каждая полушарие нашего мозга. Левое полушарие специализируется на логике и анализе. Это полушарие, способно понимать только буквальный смысл слов. Числа и математические символы, также распознаются левым полушарием, а значит, все операции, которые необходимы для решения математических проблем, тоже является продуктом левого полушария. Основной сферой специализация правого полушария является интуиция. Она обрабатывает информацию, которое выражает не в словах, а в символах и образах, именно благодаря ему мы можем собирать мозаики и головоломки, сочинять истории, мечтать и понимать не только буквальный смысл того, что видим и слышим, а и 184 читать между строк. При решении математических задач и принятии сложных решений правое полушарие рассматривает проблему в целом, не применяя анализа. Проще говоря, левое полушарие мыслит словами, а правое картинками [1, 56].
Стандартное система образования развивает у детей левое полушарие
значительно интенсивней, нежели правое. Раньше потенциал возможностей
правого полушарие недооценивался из-за недостатка научных данных о работе нашего мозга. Сейчас же научно доказана, что гениальность многих ученых, таких как Альберт Эйнштейн, заключается высокоразвитом правом полушарии.
В младшем возрасте у ребенка формируются нейронные соединения, которые определяют уровень развитие его мозга в будущем. Если не развивать нейронные соединения в этот период жизни, они погибнут навсегда. Для того чтобы создать крепкую нейронную систему, совершенно гармонично развивать оба полушария мозга ребенка с раннего дошкольного возраста. Именно для этого было создано специальная методика обучения ментальная математика.
В словаре Ожегова дается такое толкование слова ментальный «относящийся к уму, к умственной деятельности» (ментальные способности). Таким образом, ментальная математика это готовая оригинальная система развития интеллекта и умственных способностей детей, основанная на системе устного счета. Обучаясь этой методике, ребенок может решить любые арифметические задачи за несколько секунд (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа) в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.
В этой методике дошкольник использует древнейший вычислительный инструмент– абакус. Абакус – это специальное счеты прямоугольной формы со спицами, на которых перемещаются косточки. В начале обучения дети учатся выполнять простые математические действия посредством зрительного и физического контакта с абакусом, при этом ребенок использует обе руки для операции с косточками счета, стимулируя работу обоих полушария мозга, тренирует моторику пространственное и логическое мышления одновременно. Скоро ребенок сможет представлять абакус в уме и решать задачи, просто перемещать косточки в своем воображении. В результате ребенок учится проводить сложные математические расчеты очень быстро, при этом получая удовольствие от процесса.
Оказывается, ментальную математику более 20 лет применяют при обучении детей в 56 странах мира. Две ведущие мировые державы Япония и Китай используют эту методику в государственных начальных школах и дошкольных учреждений.
Данную методику в России называют новой лишь потому, что в качестве дополнения к традиционному образованию она стала предлагаться не так давно. Пока нет таких школьных и дошкольных учебных заведений, которые использовали бы абак, но открыто много учебных центров, которые успешно обучают ментальной математике. Хотя абак не используется в образовательной деятельности, но возможно использование некоторых приемов ментальной математики. Давайте рассмотрим некоторые из них.
1)Прием «Одень снеговика». Этот прием хорошо используется в 1 классе
при работе с учениками в начале учебного года. Принцип заключается в том,
что дошкольник должен выложить количество пуговиц в соответствии с цифрой на шляпе снеговика. Очень хорошо этот прием отображается в памяти у дошкольника. С помощью этого приема дети закрепляют счет в пределах 10, развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество с числом, развивают умение соотносить предметы по цвету. Прием «Одень снеговика» способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления.
2) Рисование двумя руками (зеркальное рисование) упражнение на согласованность действий между полушариями головного мозга. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга.
3) «Черные и белые числа». В данном приеме необходимо искать числа
по порядку, чередуя цвета: 1 белое, 1 черное, 2 белое, 2 черное и т. д. Дошкольник, старшей группы, показывает пальцем на соответствующие цифры. Варианты выполнения: движение в обратном направлении – от 25 до 1 – либо в задании определяется, с какой именно цифры и каком направлении (прямом /обратном) двигается. Например, движение вперед от числа 14. Следовательно, ребенок ищет 14 белое, 14 черное, 15 белое, 15 черное и т. д.
4) «Большие и малые числа». Необходимо искать числа от 1 до 99. Имеются
варианты выполнения этого упражнения как в прямом, так и в обратном
порядке. Либо, согласно заданию, с определенного числа. Особенность этого
упражнения в том, что все цифры написаны с разным шрифтом, они разного
размера, и мозгу ребенка приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение.
5) «Математический лабиринт». При обучении счету необходимо заинтересовать дошкольников. Одним из вариантов усиления интереса является использование игры математический лабиринт. Задача состоит в том, чтобы найти проход в лабиринте по клеточкам. Можно двигаться во всех направлениях, кроме движения по диагонали. Игра может быть предложена как дошкольнику для самостоятельной игры, так и группе в виде командной игры – кто первым пройдет.
Все эти приемы предназначены для тренировки левого и правого полушария мозга одновременно. Включение в урок разнообразных приемов ментальной математики, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Во время занятий ученики проявляют заинтересованность и увлеченность той или иной темой.
В России почти нет серьезных научных исследований в области влияния
занятий ментальной математики на интеллектуальное или личностное развитие человека, но существует немало зарубежных изысканий.
Например, Toshio Havashi – американский доктор технических наук и профессор, директор Научно-исследовательского института передовой науки и техники (RIAST) в своей лекции, представленной 30 июля 2000 года в г. Кинугава, говорил: «Благодаря исследованиям физиологии мозга и развитию техники, мы можем точно измерять количество кровотока в головном мозге, наши исследования доказали, что ментальная математика по всем расчетам чрезвычайно ффективна в активации правого полушария мозга» [7, 3].
В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельность. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более лёгкому и продуктивному дальнейшему обучению. Главной целью ментальной математики являются концентрация внимания, развитие фотографической памяти, и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.
Возможности использования приемов ментальной математики в раннем возрасте, развивают у детей концентрацию внимания, фотографическую память, творческое и образное мышление, логику, аналитическое мышление. Таким образом, ребенке, дошкольного возроста закладываются фундаментальные способности к успеху в любом деле. Ведь с любыми задачами, в учебе или в увлечениях, тренированный мозг справится легче и быстрее. С помощью приемов ментальной математики раскрываются заложенные в ребенка от рождения потенциал, который без должного внимания и стимуляции мог так и остаться незамеченным.
Литература
1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. Москва, 2010. 397 с. 187
2. Карпова С. И. Обогащение содержания образования как фактор развития детской одаренности // Вестник : Московского городского педагогического университета / Педагогика и психология. 2012. – Т. 21 №3. С. 73-83.
3.Frank Michael C. Barner D. Representing exact number visually using mental abacus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://www.ucmasgujarat.org/files/documents/Frank-&-Barner---May-2011.pdf.
4.Rootenberg S. Universal Concepts Mental Arithmetic System Pdf [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://www.jarwan-center.com/download/universal-concepts-mentalarithmetic-system-pdf.
5.Hatano G., Osawa K. Digit memory of grand experts in abacus-derived mental calculation [Электронный ресурс]. Cognition, 1983 T. 23. 95 – 110. Режим доступа: URL : https:// citeseerx. ist.psu.edu /viewdoc/ download?doi =10. 1. 1.650.4255&rep=rep1&type=pdf.
6.Effects of abacus training on the intelligence of Sudanese children [Электронныйресурс]. – Режим доступа: URL :https://www.ucmasgujarat.
org/files/documents/Effects-ofAbacus-training-on-the-intelligence-of-Sudanese-children.pdf.