Алина Юрина
Использование приемов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Юрина А. Л.
МАДОУ д/с №78 «Гномик» г. Белгород
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным авторов (Жукова Н. С., Филичева Т. Б., Мастюкова Е. М.) стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи.
Публикация «Использование приемов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной.
«Кинезиотерапия» дословно переводится «лечение движением».
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Этими упражнениями пользовались еще Гиппократ и Аристотель.
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.
В своей работе, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы эффективно используем специальный комплекс кинезиологических упражнений, в который включены: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.
И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия.
При планировании коррекционной деятельности с использованием кинезиотерапии ученые рекомендуют учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, Г. А. Волкова пишет о необходимости опираться на специальный принцип связи направлений кинезиотерапии с физическими возможностями детей, ее оздоровительной направленности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности ребенка.
В самом начале очень важен положительный эмоциональный настрой и подобранные упражнения должны отвечать этому и быть знакомы детям. Затем проводятся основные упражнения и задания с учетом вышеперечисленных требований. В центральную часть целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения во время основной части используются релаксационные упражнения. Задачей заключительного этапа является сохранение полученных навыков и положительного эмоционального заряда, состояния внутреннего комфорта. Для этого на заключительном этапе педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков;
- сначала учим детей выполнять пальчиковые игры, от простого к сложному;
- занятия проводятся утром;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели;
- упражнения можно проводить с использованием музыкального сопровождения.
На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет большую роль в кинестетическом восприятии. Многие упражнения ребенку предлагают выполнять с закрытыми глазами. При этом его внимание акцентируется на проприоцептивных ощущениях.
Упражнения по кинезиологии находятся в тесной взаимосвязи с другими средствами коррекционного воздействия. Игровая форма сочетается с использованием наглядного материала. Используются игры разной направленности содержание упражнений связано с изучаемой лексической темой.
Таким образом, в коррекционной деятельности с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, используя кинезиотерапию, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного генезиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.
Можно согласиться со словами Н. М. Амосова, что «движение – это жизнь». Но движение – это не только жизнь, а также обоснованный способ коррекционно-педагогической работы. Развивая и улучшая движения, можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи.
Рассматривая в литературе вопрос современных представлений о кинезиотерапии и общем недоразвитии речи, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи и движений. Развивая и улучшая движения можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи. Так же на психофизиологическом уровне учеными доказывается актуальность использования различных направлений кинезиотерапии. Логопедические направления кинезиотерапии, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и лого-восстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.