Наталия Кунденок
Использование приема совместного рисования как особого метода обучения аутичных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Совместное рисование — особый игровой метод. В ходе совместного рисования педагог рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Совместное рисование — это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Его использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Публикация «Использование приема совместного рисования как особого метода обучения аутичных детей» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Если педагог предлагает аутичному ребенку значимую для него тему рисунка, то на занятии возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Его завораживает волшебное действие, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования : делая паузы, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить рисунок. Аутичному ребенку очень важно получить значимый для него результат как можно быстрее, такой ребенок не умеет ждать. Поэтому в ситуации совместного рисования он часто соглашается на такую степень участия в совместной деятельности, какая ранее в других ситуациях оказывалась просто невозможной.
Так, ребенок впервые берет в руки карандаш и пытается что-то дорисовать самостоятельно. В этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения между аутичным ребенком и взрослым. Чтобы использовать эту уникальную возможность для развития аутичного ребенка, педагог должен следовать определенной тактике. Необходимо побуждать малыша выражать свои желания любым приемлемым способом — словом, жестом. Для этого следует прерывать рисование, комментировать свои действия, задавать вопросы, делать паузы, как бы дожидаясь ответа и действий со стороны ребенка. Так взрослый дает ребенку понять, что результат совместной работы зависит и от его участия.
Помимо побуждения к активным действиям, ситуация совместного рисования открывает новые возможности для ознакомления аутичного ребенка с окружающим миром. В ходе совместного рисования удается уточнить часть представлений, которые у него уже есть. В ситуации совместного рисования становится возможным обобщение представлений об окружающем. Для этого следует предлагать различные варианты одного и того же сюжета. Но не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка, и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза.
Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком дает возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка «поговорить», а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.
В ходе индивидуального взаимодействия с неговорящими аутичными детьми, которые помимо отсутствия речевых и коммуникативных навыков имели еще недостаточную обучаемость и неспособность создания качественно оформленных художественных образов, мы отмечали хороший психотерапевтических эффект от арттерапии. Так, ребенок, изображая нескольких «головоногов», называл их словами «мама», своим именем, именем брата, и даже называл словом «те», имея ввиду специалиста (тетю, который работал с ним. Рисование членов семьи нравилось ребенку, он всегда при этом, радовался, выражая невербально и как умел вербально (звуками) удовольствие от самого процесса творчества и от его результата. Ребенок «просил» педагога подписать членов семьи.
Я использую рисование как изобразительную деятельность в работе с детьми, имеющими аутистичекий спектр нарушений, как один из любимых видов продуктивной деятельности, направленный на развитие речевых и коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Помимо этого, с помощью рисования решаются задача формирования учебных навыков, развитие моторики, формирования волевых качеств личности.
Рисование как вид изобразительной деятельности не обходится без такого «работающего» метода с аутичными детьми, как метод совместного рисования. И моя задача как можно быстрее привлечь внимание аутичного ребенка к живым объектам, к окружающим его людям. Рисуем самого ребенка (что способствует возникновению особого доверия с его стороны к специалисту, рисуем членов его семьи, дом, детский сад и другие объекты ближайшего окружения. Иногда задерживаемся на рисовании объектов сверхпристрастий ребенка (у одного это могут быть технические приборы, у другого животные и т. п.) Совместное рисование также дает возможность проведения с ребенком психотерапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения: бытовые моменты, то, чего ребенок боится, и т. д. При этом сюжеты проговариваются. Обязательно предлагается только положительный вариант развития событий. Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития. Остановимся на основных этапах совместного рисования.
Обучение элементарным навыкам рисования проходит через следующие этапы:
I этап
На начальном этапе работы – это обучение формообразующим движениям через обвод и закрашивание трафаретов геометрических фигур, закрашивание по готовым трафаретам с помощью круговых, прямых, наклонных линий. Самостоятельное рисование геометрических фигур.
II этап
На этапе обучения рисования человека нельзя пропустить следующий этап – это рассматривание, понимание выражения эмоций на пиктограммах и других контурных изображениях, в последующем – это самостоятельное изображение эмоций с помощью улыбок на готовых пиктограммах с дорисовыванием частей тела.
III этап
На третьем, более высоком этапе развития – рисование по алгоритмам, поэтапно, «пошагово», по показу, по подражанию и инструкции. Это могут быть, машины, животные, другие объекты.
И только потом идет самостоятельное рисование различных объектов окружающего мира, людей, и их различных занятий.
Нужно отметить, что не всех детей, имеющих аутистический спектр нарушений, требуется обучать рисованию. Некоторые дети 3 и 4 группы «проскакивают» эти обучающие этапы и рисуют, и срисовывают вполне самостоятельно. Но в собственных рисунках дети искажают линии, формы, пропорции. Сюжет рисунков характеризуется бедностью, однообразием. Поэтому моя задача заключатся в том, чтобы совершенствовать сами техники рисования, разнообразить сюжет, тренировать волевые качества: заканчивать начатый рисунок до конца, не «хватаясь» за новый; рисовать аккуратно, не спеша.
Известно, что у аутичных детей отмечается склонность к стереотипиям. Дети изо дня в день рисуют одно и то же. Задача специалиста заинтересовать детей новым и переключить их на новую тематику, но при этом сохранять терпение и уважение к многоразовому изображению объектов своих сверхценных увлечений.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изобразительная деятельность служит не только хорошим средством для установления контакта, но и определённой коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития аутичных детей. С помощью художественного творчества вносятся коррективы как в рисунок, лепку, аппликацию, так и в саму деятельность ребёнка. Рисунок, лепка, вырезание способствуют формированию у таких детей осмысленного дифференцированного восприятия предметов окружающего мира, умению различать их форму, цвет, пропорции, сходство и различия, развивают вкус, наблюдательность, пространственно-конструктивные возможности, способность анализировать предметы, а также расширяют представление об окружающей природе, мире.
Литература:
Баенская, Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционногй работе с аутичными детьми / Баенская Е. Р. // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 85-92.
Баенская, Е. Р. Возможности использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми / Баенская Е. Р. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 46-54.
Константинова, В. В. Использование изобразительной деятельности в психологической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / Константинова В. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 1. - С. 16-32.
Янушко, Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком / Янушко Е. А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 1. - С. 70-75.