Наталия Горина
Использование приема мнемотехники при ознакомлении с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приема мнемотехники при ознакомлении с родным городом
Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры и истории своего государства, своего родного города. Воспитание человека по средствам культуры начинается с раннего детства. Современное дошкольное образование нацелено на позитивную социализацию и индивидуализацию, на развитие личности детей дошкольного возраста. Актуальность темы подтверждается требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Публикация «Использование приема мнемотехники при ознакомлении с родным городом» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и др.). Использование образных средств позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Венгера, Пиаже, Запорожца и др., главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память. Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к данной теме.
Учет особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
Моя работа велась последовательно: от более близкого и знакомого - семья, детский сад, к более сложному –улица,город, страна и строилась таким образом, чтобы привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, драм театр, поликлиника и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Стремились, чтобы ребенок запомнил название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц. Перед нами была поставлена задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: достопримечательности родного города, труд людей, традиции, общественные события и т. д
Работа с мнемотаблицами относится к технологиям наглядного моделирования. Схематические изображения смысловых частей рассказа в мнемотаблицах служат визуальной опорой для воспроизведения текста. Наглядно преподносимый материал усваивается дошкольниками прочнее, так как восприятие информации осуществляется одновременно по нескольким каналам: слуховому (слышат, зрительному (видят, кинестетическому (рисуют).Использование мнемотаблиц позволяет не только значительно сократить время на запоминание, но и способствует увеличению объема памяти, зрительной и слуховой; расширяет (оптимизирует) условия для словарной работы по произведению, беседы по содержанию текста.
Поэтому передо мной встала задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Мнемотаблицы я разделила на несколько квадратов в зависимости от количества смысловых частей рассказа. Последовательность изображений в квадратах соответствует последовательности изложения материала в рассказе. Графические образы для обозначения словосочетаний и предложений в мнемотаблицах придумываем вместе с дошкольниками.
Сначала дети высказывают свои предположения, как можно нарисовать тот или иной предмет, обозначить его буквой, или зашифровать фразу; схематично зарисовываем в квадраты. После заполнение каждого квадрата на его основе составляются предложения.
Вот такая мнемотаблица у нас получилась «Наш город».
Первый квадрат: герб – название города, его местоположение на карте России. Дошкольник говорит, как называется город, в котором он живёт, уточняет край, область: «Я живу в городе Дзержинске Нижегородской области».
Второй квадрат: буква У – обозначает слово «улица», рядом изображены дома и деревья. Ребёнок рассказывает про улицы города : «Улицы нашего города зелёные, на них много деревьев и красивых домов. Я знаю улицы Ленина, Бутлерова, Маяковского».
Третий квадрат: ребёнок и буква У, рядом звёздочка. Ребёнок рассказывает, на какой улице живёт он. Какие достопримечательности есть на его улице: «Я живу на улице, её назвали в честь …. На моей улице находится … (например, стоит Дворец культуры химиков)
Четвё ртый квадрат: нарисованы дети и учреждения для детей – школы, детские сады, музыкальная школа, художественная школа, ФОК, театр кукол.
Пятый квадрат: изображения взрослых и разных учреждений – завод, банк, больница, дворец, стадион, церковь. Ребёнок рассказывает об учреждениях нашего города, называет место работы родителей. «В моём родном городе есть химический завод, церковь, стадион, бассейн, ФОК и т. д. Мой папа работает на заводе, а мама работает в Сбербанке».
Шестой квадрат: изображения ладони и сердца. Ребёнок высказывает своё отношение к городу : «Я люблю родной город Дзержинск, потому что я здесь родился, здесь живёт вся моя семья». Когда мнемотаблица заполнена полностью, детям предлагается составить по ней рассказ о родном городе.
Мнемотаблицы я использовала для составления описательных рассказов о достопримечательностях города, улицах, о городе Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Использование приемов мнемотехники в педагогическом процессе дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.