Юлия Абзалимова
Использование коллажей в развитии связной речи детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование коллажей на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы, образы, максимально приближены к речевому материалу. Коллажи служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, заучивании стихов, а также при автоматизации звуков.
Публикация «Использование коллажей в развитии связной речи детей с ОНР,» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Коллаж
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового) запоминание возможно, только если его объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним.
Особое место в моей работе с детьми занимает дидактический материал в форме коллажей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного образа делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Коллаж.
Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Коллаж – это учебное пособие.
Цели.
Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Этапы работы.
1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
3. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п.
4. Составление, пересказ рассказа или рассказывания стихотворения с опорой на картинки.
Задачи работы педагога.
1. Развивать у детей умения пересказывать рассказы, заучивать стихотворения.
2. Развивать умения составлять описательные рассказы.
3. Развивать психические процессы: память (различные виды, внимание, мышление,
4. Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами, звуками.
Таким образом, с помощью коллажей можно достичь следующих результатов:
Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, составлению рассказов — как на занятии, так и в повседневной жизни.
Расширить круг знаний об окружающем мире.
Активизировать словарный запас.
Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование коллажей в работе по развитию речи детей, по моему мнению, является наиболее актуальным поскольку:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т. к. использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
.
Исходя из выше описанного, мною как логопедом логопедической группы разработан картинный материал к лексическим темам по составлению описательных рассказов и пересказов (для подготовительной группы детей с ОНР) по программе.
Рассказ о березе.
Это береза. У нее белый тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из березовой коры делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Так береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
Рассказ «Как изготовляют мебель».
Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера-краснодеревщики. Они выпилили части, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Постелям очень захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
Рассказ «Осень».
На смену лету пришла. (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает. (из-за туч). Деревья надели. (разноцветный наряд) (Красные, желтые). листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам). Птицы собираются в стаи и. (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Рассказ о пчеле.
Это пчела. Пчела — насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед очень вкусный и полезный.