Марина Александровна Лукомская
Использование пособия «Город будущего» в развитии интеллектуально-творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое игровое пособие «Город будущего» – это авторское пособие, призванное превратить сложный процесс формирования у дошкольников основ технического творчества средствами игрового оборудования.
Пособие уникально формой разработки. Состоит из семи свитков, выполненных в технике холодного батика с использованием акварельных переливов и кристаллов соли. Каждый свиток имеет свое название, передающее его смыл и содержание этапов работы: «Технопарк», «Детский космодром», «Аквапарк», «Детский сад будущего», «Парк развлечений», «Зоопарк», «Инженерная книга».
Публикация «Использование пособия „Город будущего“ в развитии интеллектуально-творческих способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Краеведческие игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Свиток – это своеобразная дидактическая система. Для педагога – это средство обучения, для ребенка – это игра. Занятия со свитками позволяют развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники. Яркость и красочность изображений привлекает детей и тем самым способствует более быстрому запоминанию их содержания.
Использование в непосредственно образовательной деятельности свитков предусматривает выполнение определенного алгоритма. Объясняя этапы предстоящей деятельности, педагог предлагает воспитанникам последовательно выполнять различные по характеру игровые задания. Детям предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности, что обеспечивает постепенный переход от объектов реального мира к абстракциям и погружению в мир науки и техники.
Работа начинается с движения по свитку сверху вниз. В начале конструкторской деятельности педагог обращает внимание на верхнюю часть свитка, где изображены модели реального мира. Даёт новые понятия, делает необходимые пояснения и указания. В средней части свитка дошкольники рассматривают варианты построек из различных видов конструкторов. Делают их самостоятельный выбор. В нижней части свитка даны изображения профессий, соответствующих тематике свитка. Работа в нижней части может продолжаться в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной – и служит средством обогащения опыта детей об окружающей действительности. По окончании всех этапов работы детям предлагается оформить алгоритм строительства своего объекта в инженерной книге и приступить к воплощению своих технических задумок.
Спектр действий со свитками базируется на методике, предложенной Фрёбелем; педагог вправе проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной свиток или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями (придумать дом необычной формы и дать ему название; смоделировать животное, состоящее из треугольников; построить спортивную площадку, на которой всё оборудование красного цвета).
Подобные задания способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, расширяют представления об окружающем мире, развивают конструктивные навыки, обогащают сенсорный опыт, развивают мелкую моторику и координацию движений, способствуют формированию командного стиля взаимодействия, учат действовать по правилам.
Дидактическое игровое пособие «Город будущего» может быть рассмотрено как своеобразное методическое дополнение к программе «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». В процессе использования набора, прежде всего, важно создать условия для положительных эмоциональных реакций от умственных усилий в процессе перехода ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему ее преобразованию в познавательную потребность.
Наиболее важными факторами для создания таких условий являются положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности ребенка и организация стимулирующего пространства, соответствующих пособий и игр с ними для освоения различных знаний об окружающем мире.