Ольга Рублевская
Использование пословиц и поговорок для развития речи и воспитания морально-этических норм у дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены деятельные силы демократической культуры. И как бы сверяя с пословицами самоё направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Пословицы касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, оценок ближних, души человека, его здоровья, характера, причин и следствий его разнообразных действий.
Публикация «Использование пословиц и поговорок для развития речи и воспитания морально-этических норм у дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тематика пословиц многолика. Это важное, но не единственное их достоинство. Много существеннее – как они воспроизводят жизнь, какую оценку ей дают. В своё время Н. В. Гоголь, пленённый полнотой смысла пословиц, отметил их особенный «образ выражения». «В них всё есть, сказал Гоголь о пословицах,- издёвка, насмешка, попрёк, словом – всё шевелящее и задирающее за живое».
Пословицы переходят из века в век, передают накопленный опыт новым поколениям. Сама пословица не спорит, она утверждает. В ней окончательный вывод, она – итог длительных размышление и потому – категоричное суждение о мире: «Пословица – всем делам помощница».
Большинство пословиц и поговорок мира пронизаны пафосом гуманных идей и чистых чувств, соприкосновение с их миром доставляет человеку радость и душевное волнение.
Детский возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях - важный этап в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения речи, для придания ей выразительности, точности. Также содержание многих пословиц является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труду, доброте и отзывчивости: «Сделав добро, не кайся».
Дидактическая функция пословиц и поговорок неоспорима. Они давно стали учебником жизни: в них можно найти совет, как поступить, как оценить поступок, свой и товарища, какой вывод сделать.
В возрасте 6 – 7 лет дети понимают уже многое, у них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, всё чаще и чаще у них возникают вопросы, почему и зачем. Поэтому знакомить детей с пословицами надо в старших группах дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту.
На занятиях по развитию речи методы использования пословиц могут быть самыми разнообразными. Они зависят от возраста детей, их подготовленности, сенсорного развития. В любом случае главная составляющая любого занятия – интерес к нему. Чтобы вызвать интерес к народному творчеству у детей, необходимо научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества, понимать и объяснять их смысл, применять их к месту. Использовать их можно в режимных моментах, в играх, чтобы дети постоянно их слышали.
Например, занятие на тему: «Пословица недаром молвится».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько предметов: удочку, вилы, ножницы, цифру семь.
Анализируя назначение, к примеру, первого предмета, задаё т вопрос:
- Какая пословица спрятана в удочке?
Рассказывая, как этот предмет называется, что им делают, кто берёт в руки удочку, дети вспомнят пословицу «Рыбак рыбака видит издалека», либо «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Здесь уместно обговорить, как дети понимают эту пословицу, в каких ситуациях её произносят.
А можно подобное занятие провести иначе: воспитатель говорит пословицу, например, «Поработаешь до поту – поешь в охоту», «Свинья грязь найдёт, и т. д., а дети подбирают к ней предмет и объясняют, почему они остановили свой выбор именно на этом предмете.
Итогом занятия может быть рисование или лепка понравившегося предмета или они сами вспомнят пословицу и нарисуют к ней предмет.
Пословиц и поговорок много, но наиболее понятны детям пословицы о Родине, о дружбе, о маме, о природе:
1. Нет земли краше, чем Родина наша. Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Родина любимая – мать родимая. Родина – всем матерям мать.
2. Верный друг лучше сотни слуг. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба -как стекло - разобьёшь - не сложишь. Старый друг лучше новых двух. Не мил свет, когда друга нет.
3. При матери добро – при солнышке тепло. Материнская ласка нормы не знает. Сердце матери лучше солнца греет. Птица радуется весне, а мать деткам.
4. Береги нос в сильный мороз. В лесу тень весь день. Без воды – земля пустырь. Что летом родится, зимой сгодится.
Полезно использовать пословицы во время трудовой деятельности.
Воспитатель выводит группу на площадку, на свою территорию для уборки. Распределяя поручения, можно предложить детям вспомнить подходящую по ситуации пословицу. Например, «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться», «Без хорошего труда нет плода», «В труде рождаются герои» «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Использование пословиц мотивирует детей на добросовестную, ответственную работу, придаёт ей состязательный характер, развивает спортивный азарт, желание выполнить поручение как можно лучше.
При изготовлении поделок в начале занятия воспитатель напоминает
пословицу «Скоро, да не споро». Обязательно должно пройти обсуждение этой пословицы :
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Почему занятие началось именно этой пословицей. Можно ли предложить другую? (Поспешишь – людей насмешишь», «Что сделано наспех, сделано на смех»). Знакомство с пословицами данной тематики не только воспитывают аккуратность в работе, качественное её выполнение, но, как и другие, обогащают словарный запас, учат пользоваться пословицами в обиходе.
Один из самых интересных видов работы с пословицами – её игровой вариант. В группе можно провести игру «Доскажи пословицу». Воспитатель или дети по очереди проговаривают начало пословицы, а продолжение доскажет тот, кому, например, брошен мяч или кто первый поднял руку.
Очень хорошее упражнение «Подбери пословицу к сказке». В этой игре объединяются два фольклорных жанра, и это даёт богатейшие возможности не только для речевого, но и нравственно – этического воспитания.
После прочтения сказки ребёнок с помощью воспитателя пытается подобрать нужную пословицу, которой можно кратко охарактеризовать главного героя. Давая оценку поступку герою сказки, ребёнок, прежде всего, называет его черты характера, что, по мнению воспитанника, он делает хорошо, а что плохо, и только потом можно говорить о пословице, которая наиболее ярко высветит названные недостатки. Например, сказка «Заяц – Хваста». Дети быстро подберут пословицу «Если сам себя не похвалишь, никто не похвалит»», т. к. они поймут, что героем двигало тщеславие. Иногда пословица становится названием сказки. Интересно понаблюдать, поймут ли это дети сразу или только по наводящим вопросам воспитателя. Например, сказка «У страха глаза велики».
В своей практике я уделяю большое внимание фольклору.
Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, использование малых фольклорных форм на занятиях в детском саду актуально и перспективно.