Ольга Воропаева
Использование конструктора «Полидрон» способствует речевому творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
29.04.2024
Так – как работая в компенсирующей группе, перед нами стоит главная задача, это: развитие связной, грамматически правильной речи. Н – р: Предлагаем детям при помощи конструктора Полидрон придумать сказку, и обыграть её в сюжетно – ролевой игре и составить описательный рассказ о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, и т. д. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории, классифицирует понятия, подбирает существительные, глаголы или прилагательные при описании…
Публикация «Использование конструктора „Полидрон“ способствует речевому творчеству» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Полидрон. Конструктор
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Данное использование Полидрон — конструирования в сюжетно – ролевой игре способствует речевому творчеству : во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Рассказать последовательность постройки, алгоритм.
Н-р… тема «Космос». Для мотивации с/ р игры: «Планета для друзей», воспитатели познакомили детей с содержанием сказочного письма «….В далекие времена, в одной волшебной Галактике жили-были космические человечки на маленькой планете. Но однажды пошёл метеоритный дождь, один метеорит попал в планету и разрушил её. К счастью космические человечки успели улететь на соседнюю планету, но там не было условий для жизни….». В ходе рассуждения дети предлагают пути решения проблемы, выбирают нужные детали конструктора полидрон –элементарная математика и конструируют постройку «Сферу» при том взяв конструктор «Малыш» для конструирования космических человечков, Полидрон «Гигант» для ракеты. Дети самостоятельно придумывают продолжение и конец игры. Таким образом, у детей формируется способность к прогнозированию возможных действий героев в сказке, завершение сюжета; способность представлять в воображении образы героев, место действия. В с/р игре дети совершенствовали умения самостоятельно создавать конструкцию без опоры на образец, пошагово комментировать ход работы, анализировать свою постройку, этапы её создания. Игра продолжалась несколько дней.
Один из важнейших показателей технического конструирования в сюжетно – ролевой игре - умение творчески варьировать свои постройки. У детей формируются обобщенные представления на основе полученных знаний (какие бывают мосты, дома, транспорт) - находят общие признаки, сопоставляют, сравнивают, делают зрительный анализ.
Н-р: Во время прогулки, в ходе игры с песком, для строительства дороги и моста через реку педагог представил вниманию детей иллюстрации двух тракторов: колёсный и гусеничный, которые были сюрпризным моментом на образовательной деятельности. Была придумана история…., по пути у тракторов возникло препятствие: плохая дорога и разрушенный мост через реку….». Дети самостоятельно определяли пути решения данной проблемы. Главным решением было строительство дороги и моста. Для этого дети выбрали конструкторы -Полидрон.
В сюжетно – ролевых играх большое внимание уделяем пространственным представлением, умение выделять основные части предмета и определить, как они пространственно расположены относительно друг друга. В сюжетно – ролевой игре дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно исправлять ошибки. Они с легкостью строят по рисункам, чертежам, усовершенствуя постройки, обыгрывают их. Дети приносят журналы, фотографии, договариваются, выбирают место в пространстве, ведь все это формирует у них положительные качества, которые мы воспитатели замечаем и одобряем. Когда что-то не получается в постройке, мы стараемся ненавязчиво подсказать вопросом: "А если заменить эту деталь на ту, то, что получиться?" Иногда от толчка идет развертывание сюжета, дети как бы «заряжаются» и уже идет соревнование, кто лучше придумает украшение и т. д.
Н-р: В группе организовали день Дружбы. В гости пришли Крокодил Гена и Чебурашка. Герои рассказали о беде в сказочном городе. : «- всем хотелось поиграть, а места для игры не было….». Дети в ходе дискуссии приняли решение построить качели, горку, песочницу, карусель и др. (детскую площадку). После обсуждения воспитанники смоделировали конструкции для детской площадки, и в ходе игры, презентовали каждый свою постройку. Далее каждый предложил свое продолжение и финал сюжетно-ролевой игры. Дошкольники учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам и чертежам.
Сюжетно – ролевые игры отличаются большим разнообразием. Мы стараемся чтобы ребенок через сюжетную игру приобрёл для себя социально важные навыки жизни в обществе. Наши ребята в игре закрепляют первоначальные знания о профессии, необходимых человеку, готовятся к будущей жизни. Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является итогом темы ….
Так в процессе деятельности мы вместе с детьми выполняем заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно движемся к цели.
Например: тема недели «Транспорт». Вся информация, которая давалась нами в течении недели, обеспечивает основное содержание игры. И чем больше узнавали дети, тем тщательнее готовились к игре и роли, которую брали на себя. Во время организации сюжетно-ролевой игры «Транспорт прошлого и будущего» наши дети познакомились с историей транспорта. Расширили знания о смежных профессиях таких как: инженер конструктор, дизайнер, водитель – испытатель. Во время игры ребята построили: цех по производству машин, выставку раритетной техники, фабрику по производству чехлов для машин, магазин, кафе с национальной кухней.
Мы стараемся, чтобы игровая постройка после сюжетно – ролевой игры сохранялась несколько дней, и ребёнок вновь к ней возвращался, дополнял, что-либо изменял, развивая новый сюжет в игре.
«Сюжетно – строительные игры» позволяют воплотить в жизнь любую детскую фантазию.