Виктория Тараканникова
Использование подвижных игр на различных этапах обучения грамоте
ГБДОУ детский сад № 67 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед
Тараканникова Виктория Викторовна
Использование подвижных игр
на различных этапах обучения грамоте
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Публикация «Использование подвижных игр на различных этапах обучения грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Вопрос раннего обучения чтению очень спорный в педагогической среде. Мнения расходятся до противоположных полюсов от категорического нет до обязательного да. Не смотря на дискуссию по этому вопросу, родители все чаще просят педагогов как можно раньше научить детей читать. Многие родители не понимают важности формирования у ребенка предпосылок для овладения этим сложным процессом. Очень часто приходится убеждать родителей не торопиться, дать возможность сформировать у детей правильное звукопроизношение, навыки звукового анализа и синтеза. Это позволяет в дальнейшем плавно перейти от подготовительного этапа в обучении чтению к непосредственному обучению чтению одним из наиболее распространенных методов - аналитико-синтетическому звуко-буквенному. Именно этим методом обучения чтению пользуются общеобразовательные школы.
Одной из особенностей аналитико-синтетического звуко-буквенного метода являются длительные упражнения в чтении. Дошкольники часто психологически не готовы читать по большой объемной книге, но зато всегда рады играть. Игра, по сути дела, является естественной, органичной формой существования ребенка. Игра – одно из важных средств умственного воспитания дошкольника. Она делает жизнь детей яркой, полной, радостной, удовлетворяет их потребность в активной деятельности. Именно в игре формируется эмоционально-волевая сфера личности, его коммуникативные навыки.
Всем известно, что ребенок дошкольного возраста отличается высокой подвижностью. Любые движения позволяют ему чувствовать себя комфортно. Петербургский психолог М. В. Осторина в своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» отмечает, что «…для ребенка важно не просто удовлетворение желания двигаться, а познание себя и окружающего через движение, которое становится средством сбора информации. Это двигательно-познавательная потребность». Двигательная активность позволяет повысить устойчивость организма к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. И напротив, недостаток движения (гиподинамия) вызывает изменения в центральной и эндокринной системах, приводящих к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к снижению работоспособности.
Учитывая особенности ребенка дошкольного возраста в процессе обучения чтению использую как можно больше подвижных игр и игровых упражнений на различных этапах обучения чтению.
В предметно-развивающей среде кабинета учителя-логопеда представлены различные наборы букв. Это плоскостные или объемные буквы из различных материалов и различных размеров. В каждом групповом спортивном уголке есть гимнастические палки и обручи. Эти предметы вполне можно использовать в играх. Таким образом, не потребуется тратить время на изготовление дополнительных атрибутов.
Предлагаю несколько игр, которые можно использовать в процессе обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игра «Собери все буквы …»
Цель: закрепление знания образа буквы.
Оборудование: несколько наборов букв различного размера и из различных материалов.
Ход игры. В игре может участвовать любое количество детей. Буквы раскладываем хаотично на полу. Детям по команде «Раз, два, три – все буквы У (А, О, Б и т. д.) принеси» предлагается найти все заданные буквы. Побеждает тот, кто выбрал больше заданных букв быстро и без ошибок.
Усложнения: деление детей на пары или команды, каждая пара или команда собирает свою букву; предложить подобрать слова, которые начинаются со звука или звуков, которые обозначены собираемой буквой.
Игра «Раз, два, три – букву собери!»
Цель: закрепление знания образа буквы.
Оборудование: 10 – 15 гимнастических палок, обручи.
Ход игры. В игре может участвовать любое количество детей. Гимнастические палки и обручи хаотично раскладываем на полу. Детям предлагается перемещаться по помещению (ходьба, подскоки и т. п., по команде «Раз, два, три – букву собери!» дети берут гимнастические палки, обручи и составляют любую букву по своему желанию. Составив букву, ребенок поднимает руки вверх, стоя рядом со своей буквой. Выигрывает тот, кто быстро собрал букву и правильно ее назвал. Можно продолжить игру изменив команду: «Раз, два, три – другую букву собери!»
Усложнения: предложить подобрать слова, которые начинаются со звука или звуков, которые обозначены собранной буквой.
Игра «Эстафета»
Цель: закрепление знания образа буквы.
Оборудование: 2 - 3 набора букв различного размера и различных материалов, обручи по количеству команд, любая емкость, в которую дети будут складывать буквы (например: ведерки, контейнеры и др.) по количеству команд.
Ход игры. В игре может участвовать любое количество детей, которых нужно поделить на команды. Дети встают в шеренги по количеству команд. У каждой команды стоит емкость для сбора букв. На противоположной стороне помещения раскладываются обручи по количеству команд. В обручи выкладываются буквы различного размера и из разного материала. Следует учесть, что в каждом обруче количество букв, предлагаемых для сбора, должно быть не меньше количества участников. Например, в команде 6 участников - не меньше 6 букв, предложенных для сбора. По команде «Раз, два, три – букву И принеси!» ребята каждой команды по очереди бегут к обручу, выбирают букву И, возвращаются к команде, кладут букву в емкость, передают эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстро и без ошибок собрала все буквы И. Аналогично проводим эстафеты с другими буквами.
Усложнения: каждая команда собирает свою букву (например: первая команда собирает букву И, а вторая – У); ребенок, кладя букву в емкость для сбора называет слово, которое начинается со звука или звуков, обозначенных этой буквой).
Игра «Найди пару»
Цель: упражнение в соотнесении образа буквы и звуков, которые она обозначает.
Оборудование: несколько наборов букв различного размера и различных материалов, картинки с изображением объектов и предметов.
Ход игры. В игре участвует четное количество игроков. Первой половине детей предлагаются буквы, а второй – картинки с объектами или предметами, названия которых начинаются со звуков, которые обозначаются буквами, предложенными первой части детей. По команде «Раз, два, три - пару найди!» дети объединяют букву и картинку, название которой начинается с соответствующего звука (например: С – собака, Н – носок и т. д.). объединившись в пару дети поднимают руку. Выигрывает та пара или пары, которые быстро и верно выполнили задания.
Усложнения: предлагаются буквы и картинки заведомо не имеющие пары. Дети предупреждаются, что тот, кто пару не нашел тоже поднимает руку.
Игра «Собери слово»
Первый вариант
Цель: закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Оборудование: 2 - 3 набора букв различного размера и из различных материалов, обручи по количеству детей, карточки-картинки.
Ход игры. В игре может участвовать любое количество детей. У каждого ребенка есть обруч для составления слова, которые разложены по игровой комнате на расстоянии друг от друга, образуя свободные пространства, где хаотично раскладываются буквы для составления слов. Добавляем и те буквы, которые не будут использованы в словах. В обруче у каждого ребенка карточка-картинка с изображением предмета или объекта, название которого он будет собирать. Перед началом игры уточняем какое слово будет собирать ребенок. Слова подбираем в соответствии с уровнем овладения грамотой и с учетом индивидуальных возможностей детей. В начале игры каждый ребенок стоит у своего обруча. По команде «Раз, два, три – слово собери!» дети перемещаются по игровой комнате подбирают буквы для составления слова, выкладывают слово, поднимают руку при завершении задания. Выигрывает тот, кто быстро и без ошибок собрал слово.
Второй вариант
Цель: закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Оборудование: 2 - 3 набора букв различного размера и из различных материалов, обручи по количеству команд.
Ход игры. В игре может участвовать любое количество детей, которых нужно поделить на команды. Количество детей в команде должно соответствовать количеству букв в слове (например: КОТ – три человека в команде). Дети встают вокруг обруча, в котором они будут собирать слово. Обручи разложены по игровой комнате на расстоянии друг от друга, образуя свободные пространства, где хаотично раскладываются буквы для составления слов. Добавляем и те буквы, которые не будут использованы в словах. В каждом обруче карточка-картинка с изображением предмета или объекта, название которого дети будут собирать. Перед началом игры уточняем какое слово будет собирать команда. Слова подбираем в соответствии с уровнем овладения грамотой и с учетом индивидуальных возможностей детей. По команде «Раз, два, три – слово собери!» дети перемещаются по игровой комнате подбирают буквы для составления слова. Каждый ребенок может положить в обруч только одну букву, поэтому после команды дети должны договориться, кто какую букву будет искать. Затем выкладывают слово, поднимают руку при завершении задания. Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок собрала слово.
Усложнения: детям предлагается собирать слова не из отдельных букв, а уже из слогов.
Игра «К слову картинку найди»
Первый вариант
Цель: закрепление навыка чтения слов и понимания прочитанного.
Оборудование: карточки со словами (уровень сложности зависит от уровня овладения чтением и индивидуальных возможностей детей, картинки с изображением предметов или объектов, соответствующих словам для чтения (например: СОВА – картинка с изображением совы и т. п.).
Ход игры. В игре может участвовать любое количество детей. Карточки со словами и картинками хаотично разложены по игровой комнате. Дети передвигаются по игровому пространству. По команде «Раз, два, три – к слову картинку найди!» ребенок берет карточку со словом, читает его и перемещаясь по игровой комнате ищет соответствующую картинку. Подобрав нужную картинку, ребенок поднимает обе карточки вверх. Выигрывает тот, кто быстро и правильно подобрал пару к слову.
Второй вариант
Цель: закрепление навыка чтения слов и понимания прочитанного.
Оборудование: карточки со словами (уровень сложности зависит от уровня овладения чтением и индивидуальных возможностей детей, картинки с изображением предметов или объектов, соответствующих словам для чтения (например: МУХА – картинка с изображением мухи и т. п.).
Ход игры. В игре может участвовать количество детей кратное двум. Дети делятся на две команды. Одной части детей предлагается по команде выбрать карточки со словами, а у другой карточки с картинками. Дети передвигаются по игровому пространству. По команде «Раз, два, три – к слову картинку найди!» дети должны образовать пары (слово и соответствующая картинка). Найдя пару, дети поднимают карточки вверх. Выигрывает та пара, которая быстро и правильно выполнила задание.
Таким образом, подвижные игры на различных этапах обучения чтению - это сознательная, активная деятельность детей дошкольного возраста, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Включение в процесс обучения чтению подвижных игр позволяет повысить эффективность обучения чтению, улучшить мотивацию, укрепить физическое здоровье детей, совершенствовать коммуникативные и эмоционально-волевые качества.
Литература.
1. Валявский А. С., Яковис А. С. «Оздоравливающие учебные игры» (первая часть) – Санкт-Петербург, «ТЕССА», 2001.
2. Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с нарушениями речи». – М., «Просвещение», 1985.
3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи» - М., ТЦ «Сфера», 2001.
4. Маркова А. К. «Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией» «Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи» Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961.
5. Нищева Н. В. «Игра в жизни дошкольника», С-Пб., «Детство-Пресс», 2020.
6. Нищева Н. В. «Мой букварь», С-Пб., «Детство-Пресс», 2017.
7. Попова М. Н. «Двигательно-игровое пространство в группе детского сада», С-Пб., ЛОРИО, 2002.
8. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр» - Москва, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
9. Четверушкина Н. С. «Слоговая структура слова: Системный метод устранениянарушений.» – М. : Национальный книжный центр, 2016.