Павлова Татьяна Николаевна
Фотоотчет о мастер-классе по использованию педагогом-психологом нетрадиционных техник (мыловарение) в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период — это один из самых важных и значительных этапов развития познавательной сферы ребенка.
Л. С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольника относятся: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.
Познавательные процессы — это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды. Человек рождается с задатками познавательных процессов, но в начале жизни использует их неосознанно. В дальнейшем происходит их формирование.
Публикация «Фотоотчет о мастер-классе по использованию педагогом-психологом нетрадиционных техник (мыловарение) в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2024
Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы.
Познавательное развитие по ФОП в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий.
Познавательное развитие по ФОП ДО предполагает:
• вовлечение ребёнка в самостоятельную деятельность;
• развитие его воображения и любознательности.
Одной из нетрадиционных техник для развития познавательных процессов мною был использован мастер-класс по мыловарению для детей дошкольного возраста.
Мыловарение – одно из древнейших искусств на Земле Знаете ли вы о том, что варить мыло своими руками считается одной из древнейших традиций, которая совершенствовалась человечеством на протяжении многих тысячелетий. Мыло пришло к нам из глубокой древности и постепенно из роскоши превратилось в предмет первой необходимости.
В России мыло начали делать во времена Петра I, но вплоть до середины XIX века им пользовалась только знать. Крестьяне стирали и мылись щелоком - древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла. На Руси очень известным было мыло фабрики Лодыгина, оно считалось лучшим после итальянского. Его готовили на коровьем, миндальном, масле - белое и цветное, с духами и без.
Мыловарение является сегодня одним из наиболее востребованных и модных видов творчества. Поскольку изделия, выполненные своими руками, очень ценятся среди общественности.
Мыловарение развивает творческое (креативное) мышление, фантазию через создание разных форм, цветов и ароматов мыла. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Также занятие с детьми мыловарением помогут им развивать такие качества, как терпение и усидчивость, воспитывать чувство прекрасного.
В каждом деле можно применить творческий подход. Сочетание полезного с прекрасным мы наблюдаем в мыловарении. Процесс изготовления мыла перерос в необычное хобби и много любителей в домашних условиях варят мыло разной формы и цветов. Это не только натуральный гигиенический продукт, но и красивый оригинальный подарочек для друзей, родных, коллег по работе. На протяжении 10 лет мои увлечением является мыловарение. Варение мыла – это увлекательное занятие, настолько захватывающее, что я могла начать днём, а закончить глубокой ночью. Зная моё увлечение, у руководителя нашего детская сада появилась идея провести неделю мастер-классов для детей «Душистое мыло своими руками». Для начала мы решили узнать актуально ли это для родителей (будут ли желающие) и сразу же в этот день получили большой отклик от родителей (все без исключения дали своё согласие, и было решено, что мастер-классу быть.
Цель– развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста нетрадиционным способом.
Задачи:
привлечь внимание детей и родителей к творчеству;
познакомить детей со способом приготовления мыла;
развивать внимание, слух, моторику рук, композиционные навыки, творчество, фантазию, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать умение, стремление доставить радость окружающим, изготавливая подарки своими руками;
способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности;
развивать инициативность, находчивость, мышление путем решения проблемных ситуаций; развивать умение работать в микрогруппе;
учить соблюдать безопасное поведение во время исследовательской деятельности.
Детям была представлена презентация перед началом изготовления мыла. Они отгадывали загадки про мыло, что такое мыло, отвечали на вопрос какое мыло они знают, далее получали информацию какое ещё мыло бывает. Беседовали про формы мыла, на экране были представлены ароматы, чтобы детям было легче сориентироваться чем будет пахнуть их мыло, особенно это помогало малышам. В конце презентации показала детям мыльную основу в большом куске, рассказала, что она бывает белая и прозрачная.
Оптимальное количество детей в группе до 6 человек. Это объясняется особенностью технологии в приготовлении мыла ручной работы (ограничение во времени, застывание мыльной основы, растопка мыльной основы в печи СВЧ, работа с острыми предметами, соблюдением техники безопасности, индивидуальным подходом к работе каждого ребёнка).
Далее, поэтапно начали изготавливать мыло. Для детей старшего дошкольного возраста была создана проблемная ситуация. На столе выкладывался большой кусок мыльной основы. Перед детьми ставилась задача, как нам его разлить по формочкам. Ответ детей, что нужно сделать, чтобы основа стала жидкой. Следующий вопрос был: «Что нужно сделать, чтобы основа стала жидкой?». Дети приходили к ответу, что нужно разогреть. Тут же была проведена инструкция, как работать с жидким, горячим мылом. Потом перед детьми стоял выбор формы будущего мыла, цвет и аромат. После этого приступали к самому процессу изготовления мыла.
Увлечение мыловарением интересно детям всех возрастов, начиная лет с трех, когда эксперименты так завораживают малыша. Конечно, не без помощи взрослого. Сложные процессы нарезания мыла и плавления выполняются взрослым.
Занятия мыловарением отлично подходят для детей еще по той причине, что главный компонент — мыльная основа не имеет в составе каких-то вредных химических веществ. Поэтому мыловарение вполне безопасное занятие.
Мыло делали двухслойное, поэтому после отливания первого слоя необходимо было время для его застывания. В это время дети рисовали, делали пальчиковую гимнастику или просто танцевали под музыку.
Дети старших групп во «время ожидания» интересовались, где можно купить всё, чтобы сделать мыло дома со своими родителями. После застывания первого слоя, переходили к приготовлению второго слоя.
Давали время застыть второму слою, в этот момент выбирали дизайн своего мыла, т. е. окончательный цвет покрытия готового изделия (серебро, золото, перламутр зелёный или голубой).
Кульминационный момент был, когда из формочки на ладошки детям попадало их мыло (бабочки, танки, снежинки, машинки, мишки, котята и т. д.).
Мыло, которое они сами придумали. Мыло, сделанное своими собственными руками. Дети не могли сдержать свои эмоции: восторг, удивление, радость. На вопрос «Кому подарят своё мыло?» отвечали по-разному. Кто-то говорил, что младшему брату или сестре, кто-то маме, папе или бабушке. Чаще всего говорили, что никому не подарят, оставят себе и будут сами пользоваться.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.
По многочисленным просьбам, также был проведён мастер-класс для коллектива. Все участники мастер-класса получили положительные эмоции, остались в восторге.
Как итог моей работы, многие дети стали просить у родителей сделать вместе с ними мыло.
Благодарю за внимание!