Марина Черновол
Использование педагогом-психологом игр для развития эмоционального интеллекта с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Целями образовательной работы для развития эмоционального интеллекта у дошкольников являются :
- создавать ситуации, в которых дети могут испытывать эмоции;
- обогащать возможности ребенка выражать эмоции;
- развивать способности понимать другого человека (сверстника, взрослого);
Публикация «Использование педагогом-психологом игр для развития эмоционального интеллекта с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- развивать способность произвольно управлять своими эмоциями и их проявлениями;
- способность произвольно и целенаправленно вызывать эмоции у других детей.
В дошкольном возрасте нужно создавать разнообразные ситуации и события, в которых дети могут эмоции непосредственно испытывать, а не изучать по картинам.
Именно совместные переживания в малых социальных группах дают возможность развития живого практического эмоционального интеллекта.
Обычно наши встречи в кругу начинаются с ритуала приветствия: здороваемся друг с другом разными способами, касаясь ладошками или коленями, локтями; приветствуем друг друга по кругу, говоря соседу приятные, добрые слова (Я рад тебя видеть, как здорово, что ты сегодня пришла в д/с) или, называя соседа ласково, передаем клубочек, нанизывая ниточку на палец и тем самым, как будто связываемся друг с другом нитями.
Чтобы почувствовать свои эмоциями и других, используем элементы психогимнастики. Например, этюд «Согреем птичку» (птичка замерзла, мы ее отогреваем и отпускаем).
Бывают в группе обиженные дети, с низкой самооценкой. Для них используем упражнения «Волшебный стул» или «Обиженный кустик» (сверстники говорят о таком ребенке только хорошее, поднимая ему настроение и самооценку). Всем детям нравится это упражнение, они получают большое удовольствие, слыша от своих сверстников только хорошую оценку себя.
Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивные отношения к сверстникам, содействовать формированию доверия помогают такие упражнения как «Ручеек», «Пирамида радости», «Клубочек». Они позволяют почувствовать ребенку близость друзей, их поддержку, развивают чувство принадлежности к группе.
Большой популярностью пользуется у наших воспитанников коврик мира. Мы его сами делаем: из ткани или бумаги, украшаем его. На нем дети совершают ритуал примирения. Сидя на нем можно обсудить свои эмоции, чувства, поступки.
В заключение таких встреч обязателен и ритуал прощания. Обычно он проходит в виде выполнения какого то продуктивного задания: обвести свою ладошку, раскрасить и попрощаться со всеми или вырезать и раскрасить доброе сердце и подарить его самому близкому человеку.