Лавская
Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии «Рефлексивный круг».
В нашем детском саду уже много лет реализуется педагогическая технология социализации дошкольников «Ежедневный рефлексивный круг». Данная технология направлена на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развитие умения выражать свои чувства и переживания публично, умение анализировать и делать выводы. Рефлексивный круг поддерживает и развивает стремление ребенка к общению, обогащает его личный практический опыт.
Публикация «Использование педагогической технологии „Рефлексивный круг“» размещена в разделах
В нашем детском саду «Ежедневный рефлексивный круг» проводится при организации различной деятельности: утром и вечером проводятся тематические рефлексивные круги, где дети обсуждают планы на день или неделю. Включаются в обсуждение в кругу и нравственные ситуации, где дети могут дать оценку им, и совместно найти решение. Кроме того, рефлексивный круг проводится по окончании «Клубного часа», где дети обсуждают, как прошел клубный час.
Содержание рефлексивного круга строится с учетом изучаемой темы. Например, в рамках тематической недели «Моя семья» утренний рефлексивный круг включает обсуждения о праздниках, профессиях, домашних делах.
На утреннем круге мы обычно обсуждаем настроение детей, их желания, а так же строим планы на день или на неделю, в соответствии с изучаемой темой. Начинаем рефлексивный круг с ритуала приветствия.
Во время проведения рефлексивного круга необходимо соблюдать правила. Их мы повторяем в начале рефлексивного круга. Так как дети не читают, мы их представили в виде схемы.
Для повышения и поддержания интереса необходимо подбирать разные предметы для передачи по кругу в соответствии с тематикой.
Во второй половине дня мы собираемся на вечерний рефлексивный круг, где обсуждаем, что нам удалось выполнить из запланированного утром, почему что-то не получилось, как изменилось настроение детей и строим планы на следующий день. Для того, чтобы рефлексивный круг был завершённым, мы используем ритуал окончания или добрые пожелания.
При проведении рефлексивного круга обязательно нужно учитывать настроение детей, их интересы и потребности, и если ребенок не желает включаться в обсуждение, не нужно принуждать его, а постепенно привле-кать к совместным обсуждениям.
Очень важно уделять внимание малоактивным детям. Для этого лучше провести индивидуальную беседу до рефлексивного круга, начинать игру с этого ребенка или попросить его начать ритуал приветствия или окончания.
«Ежедневный рефлексивный круг» дает возможность активного и эффек-тивного привлечения родителей к жизни детей в детском саду, так как дети обращаются к родителям с разными проблемными и поисковыми вопросами по изучаемым темам.
Предлагаю вашему вниманию тематический рефлексивный круг по теме «Папа, мама, я – дружная семья» (в рамках тематической недели «8 марта»).
Ритуал приветствия «Дружная семья» (в стихотворной форме)
Он, и ты, и вы, и я
Вместе – дружная семья!
Любим мы свой детский сад
Здесь друг другу каждый рад.
Утром другу улыбнись,
Добротою поделись. (дети садятся в круг)
Повторение правил по схемам.
- В нашем кругу есть правила, давайте их вспомним вместе.
Карточки лежат на ковре, дети по желанию берут карточку и называют правило ( карточки: 1 – говорим по одному, 2 – не перебиваем друг друга, 3 - говорит только тот, у кого в руках предмет, 4 – не повторять то, что кто-то уже сказал, 5 – не уходить из «круга» пока он не закончится).
Игра «Нить дружбы».
- У меня есть необычная нить, что можно с ней сделать?
Воспитатель подводит к тому, что можно нанизать предметы.
- Я вам сказала, что нить необычная, мы будем собирать семью, называя членов семьи.
( начинает воспитатель: «В моей семье есть младший брат….; если дети за-трудняются называть членов семьи, предложить ответить – что такое семья)
- А брат младший или старший? А дедушка с тобой гуляет? Крестная часто в гости приходит? Бабушка с вами живет?
- Вот такая дружная семья у нас получилась!
(сядем поудобнее) (ноги вперед)
- Что значит дружная семья?
- А в моей семье мы любим вместе отмечать праздники. А какие праздники отмечают в вашей семье?
- А какой праздник отмечали недавно? (День Защитника Отечества)
- А кого мы поздравляли в этот день?
- А когда мы поздравляем наших женщин? (День матери, Международный женский день).
- А какой самый лучший подарок можно приготовить маме?
- Сегодня утром (Аня) мне сказала, что она помогает маме. И я думаю, это очень хороший подарок маме.
- А что мы делаем для мамы дома? Предлагаю собрать в шкатулку добрых дел для мамы. Начинаем с Ани.
- А что мама делает для вас?
- Можно ли назвать это профессией? (есть много мам, которые пока не работают, а занимаются домашними делами, ухаживают за детками и их просто называют домохозяйками)
- А какая профессия у вашей мамы?
- С кого мы начнем?
(тетрадь с закладкой)
- Ой, посмотрите, какая у меня есть иллюстрация. Рассмотрите её. Назовите профессии этих людей.
- Есть ли среди них профессий вашей мамы? (да, врач)
- Что она делает на работе? И все?
- Обсудите со своей мамой ее дела на работе и расскажите о них нам на следующем рефлексивном круге.
(передаем сердечко)
- Я так люблю свою семью, мне там уютно, так комфортно. А ты?
Ритуал окончания.
Дружно станем мы по кругу,
Руки мы протянем другу.
Раз, два, три, четыре, пять!
Приходи сюда опять!
Список используемой литературы :
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 592 с.
2. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реали-зации, формы, сценарии. ФГОС. Автор: Белая Л. Н., Брынцева Е. В., Гришаева Наталья Петровна