МААМ-картинки

Использование педагогических технологий по развитию речи дошкольников в работе по музыкальному воспитанию

Светлана Санотова
Использование педагогических технологий по развитию речи дошкольников в работе по музыкальному воспитанию

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое диафильмы, телевизоры тоже становятся неактуальными. На смену пришли компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.

Публикация «Использование педагогических технологий по развитию речи дошкольников в работе по музыкальному воспитанию» размещена в разделах

Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические технологии, которые бы оптимально работали на всестороннее гармоническое развитие ребёнка.

Одним из видов деятельности на музыкальных занятиях является слушание музыки. Именно здесь решается важная задача по развитию образной связной речи детей.

Ребёнок, воспринимая музыку, интуитивно оценивает её. Будь-то песня или пьеса ребёнок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, точнее от её характера, высказывает, что он почувствовал. При этом в работе с детьми часто возникают трудности при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чём рассказывает музыка?». Помогают при этом различные педагогические технологии.

Пример наглядно-слухового метода. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить 2-3 произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности и т. д. Так детям легче построить своё высказывание о произведении.

Нагляно-зрительный метод носит второстепенное значение, например, показ иллюстрации после прослушивания произведения помогает расширить представления о сюжете и, как следствие, составить более подробные описание произведения.

Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную, образную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни. Во-вторых, дети знакомятся, запоминают и упоминают в речи такие слова, как хор, солист, дирижёр, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет.

Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной. Заучивание куплетов из песен в большой степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

В этом же виде деятельности снова решается задача по развитию речевого дыхания. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу.

В своей работе я использую разные методы и приёмы развития вокально-певческих навыков:

игровые упражнения на развитие дыхания без звука: «Вдох и выдох», «Свеча», «Быстро- медленно», «Дирижёр».

звуковые дыхательные упражнения: «Воздушный шар», «Пузырь», «Комарик».

проговаривание на одном дыхании скороговорок.

Логоритмические игры и упражнения также благотворно влияют на речь, обогащают словарный запас. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и её грамматический строй оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мелкой и большой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга.

Успешно на занятиях используется и артикуляционная гимнастика, она вызывает огромный интерес у детей и имеет огромное значение не только для развития речевого аппарата, но и очень эффективна в подготовке голосового аппарата к исполнению песен.

Большое значение для развития образной связной речи дошкольника имеет обращение к народному творчеству. Хороводы, русские народные игры, частушки, постановка русских народных сказок - это основа, необходимая для развития речи ребёнка.

Также использую коммуникативные игры: игры в парах, которые предполагают непосредственный контакт с партнёром, ритмические игры в парах, игровые массажи, подвижные игры.

Выбор методов и приемов, безусловно, зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда еще не накоплен жизненный и музыкальный опыт, не развита речь, чаще используются игровые приемы, занимательные ситуации, подсказывающие вопросы с применением альтернативного высказывания. Музыка грустная или веселая, быстрая или медленная, колыбельная или плясовая.

В свете вышеизложенного, моей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни, быту, играх.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьмиИспользование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьми Меня зовут Манникова Инна Анатольевна, я – учитель логопед. Сегодня я вас познакомлю с многофункциональным логопедическим пособием «Играйка».

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование педагогических технологий по развитию речи дошкольников в работе по музыкальному воспитанию
Опубликовано: 16 июня 2024 в 23:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование педагогических технологий по развитию речи дошкольников в работе по музыкальному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Санотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД