Ольга Курова
Использование пальчиковых игр для развития моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать
В детском саду где я работаю наряду с группами общеобразовательного обучения и воспитания существует разновозрастная группа компенсирующего направленности под названием «Пеночка», которая создана для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети этой группы окружены заботой и вниманием персонала детского сада.
У одних обучающихся отмечается неустойчивая ходьба, плохая координация движений, несформированность реакций равновесия, необычные позы тела, конечностей и головы. У других детей отмечаются нарушения моторики, которые осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плеч, гримасами лица и т. д., особенно усиливающиеся при волнении. (1). Имеют место следующие проблемы: затруднение в координации движений, ограничен словарный запас, нарушена речь. Те ребята, которые могут самостоятельно передвигаться, испытывают сложности в совершении действий правой или левой руки, вследствие чего затруднены прикладные виды деятельности такие, как рисование, лепка, аппликация. Из 6 человек трое детей не умеют себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, сидеть, а тем более самостоятельно одеться, раздеться, применять культурно-гигиенические навыки.
Публикация «Использование пальчиковых игр для развития моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность
Перед педагогами данной группы поставлена задача - развивать познавательные способности, укреплять моторные навыки, эмоциональный интеллект у детей, формировать такие качества, как отзывчивость, сопереживание. Большой труд ложится на педагогов, которые из дня в день прилагают душевные и физические силы в организации работы с детьми с диагнозом детский церебральный паралич.
В Федеральной образовательной адаптированной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата большое значение уделяется развитию у детей функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Здоровьесберегающая технология в частности- коррекционная, направлена на стимулирование и сохранение здоровья обучающихся. В денной группе коллектив педагогов, состоящий из двух воспитателей, психолога, дефектолога, логопеда применяют единство требований, а в части развития моторных навыков у детей навыков используют приемы : массажи, пальчиковая гимнастика, игры с песком, шнуровки на макетах, застегивание пуговиц, сжимание мячиков, все виды продуктивной деятельности, занятия в бассейне в нашем ДОУ.
Важным направлением психокоррекционной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата является работа с родителями. Перед воспитателями и психологом стоит задача- смягчить эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка, сформировать у родителей положительные установки на активную помощь, выбрать адекватный стиль семейного воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Поэтому родители являются союзниками, они всегда откликаются на просьбы совместного участия в различных мероприятиях, искренне выражают благодарность педагогическому и вспомогательному персоналу, которые работают с их детьми.
Новизна авторской разработки состоит в том, что кроме вышеперечисленных приемов, для развития моторных навыков мы активно применяем именно пальчиковые виды деятельности. В частности, театр пальчиковых кукол - тантамарески и маленькие игрушки, которые можно надеть на указательный палец. Этот прием в работе, который мы используем третий год, оказал неоспоримую помощь детям в укреплении мелкой моторики, а также в развитии воображения, эмоциональной сфере.
Цель: изучение использования пальчиковых игрушек в развитии моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
1. Учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.
2. Развивать с помощью пальчиковых упражнений психические процессы: воображение, память, внимание, мышление.
3. Расширять словарный запас у детей, подключая слуховое и тактильное восприятие.
4. Обучать навыкам общения, игры, счета.
5. Создавать положительный эмоциональный фон обучающихся.
Описание методики:
В здоровьесберегающей технологии имеет место совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Поэтому коррекционная работа в группе с НОДА организуется в рамках игровой ведущей деятельности.
Свою эффективность в работе по развитию мелкой моторики у детей группы «Пеночка» показал прием использования таких игрушек, как тантамарески и пальчиковые куклы.
Тантамарески- это яркая, небольшая игрушка, которая надевается на 2 пальца руки и сразу «оживает». держит форму. Она быстро узнаваемый персонаж, это зверушка или человечек, который выглядит реалистично. Она двигается, несет в себе интересный образ, «разговаривает» устами ребенка, а в нашем случае ею управляет ребенок, который «прикован» к инвалидной коляске. Изготовление игрушки занимает достаточное время у взрослого, так как она чаще всего сшивается из фетра, ее детали вышиваются нитками мулине. Тантамареска- довольно приятная в тактильном ощущении, а из за того, что набивается изнутри синтепоном- хорошо держит форму.
Во время занятий, кроме развития моторных навыков, дети учатся импровизировать, строить диалог друг с другом, обогащают свой словарный запас. Именно шагающая куколка, которой управляет ребенок, (бабушка или заяц) несет более яркую эмоциональную составляющую.
Для усложнения и развития моторных навыков совместно с тантамаресками удобно и целесообразно использовать сенсорные пальчиковые дорожки. Это дополнительное уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Малыш вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки, рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков (идут по дорожкам). Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук частично приобретают гибкость и податливость.
Дорожки изготовляются следующим образом: на плотную ткань пришиваются пуговицы разного диаметра, можно использовать тесьму с нашитыми на ней мелкими цветочками. Направление таких дорожек может быть разным: прямое, волнообразное, угловое.
Следующий замечательный прием - это пальчиковые куколки-персонажи, которые надеваются конкретно на указательный палец. С их помощью вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрируется внимание, прививается умение слушать собеседника, открывается мир сказки, где сам ребенок может быть не просто зрителем, а актером. Он воспринимает данное занятие, как игру, поэтому выполняет все с удовольствием и радостью.
Надо отметить, что нашим детям первоначально было достаточно сложно управлять куколкой, пальцы не сгибались в фалангах, дети не могли их переставлять. Довольно простые движения, которые с легкостью может выполнить ребенок даже младшего возраста, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата это давалось с огромным трудом из-за повышенной спастики. Персонаж-игрушка не шагал, а скользил по столу, по сенсорным дорожкам пальцы не наступали на пуговицы, а хаотично двигались. Детям свойственно производить движения с быстрым и размашистым характером, при этом отмечается гримасничанье. (2). Синхронность движений пальцев и речи удавалась далеко не всем. И только благодаря регулярным занятиям ребятам частично удалось подчинить свои действия в плоскости: движения-слово- действие.
Мы разработали следующий алгоритм построения работы с использованием данного игрового пособия:
1. Изготовление игрушек и сенсорных дорожек. Для этого использовали различный материал : цветной фетр, ламинированное цветное изображение кукол, выкладывание сенсорной дорожки из пуговиц разного диаметра с использованием шнура, мелких деталей для творчества, ручное вязание крючком и шитье кукол.
2. Продемонстрировали кукол детям. Дозировано показали, дали возможность ребятам взять их в руки, внимательно рассмотреть, определить и назвать каждого персонажа. Затем показали, как они передвигаются, то есть «оживили» их.
3. Обучили надевать тантамарески и пальчиковые куклы на пальцы. Объяснили, как «ходит» игрушка по ровной поверхности. Затем после нескольких занятий дети учились «шагать», «перешагивать» игрушкой по столу, потом по сенсорным дорожкам (например, мышка бежит по извилистой дорожке, дедушка шагает по большим камушкам и т. д.).
4. Заучивали небольшие стихи по сюжету куколки. Благодаря двигающимся фигуркам стихи запоминались детьми намного быстрее.
5. Читали сказки и распределяли роли для будущей постановки сказки с учетом имеющихся фигурок.
6. Придумывание самостоятельно сказок с использованием пальчиковых кукол.
Кульминацией данной работы являлся показ родителям сюжета с использованием данного пальчикового пособия.
Применяя данный вид работы, мы отметили значительные улучшения в развитии мелкой моторики детей : улучшился захват столовых предметов, карандаша, появились попытки с помощью взрослых одевать одежду, не требующей сложного застегивания.
Конечно, в силу особенностей заболевания детей, нельзя ожидать большой динамики в их развитии. Но даже те, малейшие изменения, которые постепенно происходят у ребятишек, вселяют надежду на то, что время, которое дети проводят в детском саду, безусловно идет им на пользу, и их успехи, это наши успехи.
Применение в работе педагогов здоровьесберегающей технологии безусловно положительно влияет как на эмоциональный фон наших воспитанников так и укрепляет их моторику и создает условия для улучшения здоровья.
А мы, педагоги, работающие с этой категорией детей, всегда в поиске новых находок и открытий.
Список литературы
1. Бендюк А. В. Детский церебральный паралич: тревожность и самооценка / М. 2011. - 116 c.
2. Ипполитова М. В. Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича (методическое письмо). — М. 1978.-203с.
3. Левченко И. Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками; учеб. пособие/М; Книголюб, 2017. - 176 c.
Приложение 2
Изготовление и шаблоны тантамаресок и сенсорных дорожек.
Игрушки можно сделать из фетра, для конкретизации мелких деталей использовать вышивку. Дальше необходимо набить игрушку синтепоном для ее устойчивости. Отверстие для пальцев необходимо сделать индивидуально для детской руки, чтобы пальцы свободно входили в них.
Если использовать в работе с детьми бумажный вариант игрушки, то необходимо заламинировать ее и обратную сторону желательно закрыть и прошить фетр для более приятных тактильных ощущений.
Для изготовления сенсорных дорожек используется жесткая ткань (не скользящая, на которую нашивается тесьма разным способом: ровной линией, пунктиром, зигзагом.
Диаметр пуговиц для пришивания на сенсорную дорожку используется так же разный. По крупным пуговицам детям «шагать» легче, по мелким-сложнее. Расстояние между пуговицами необходимо сделать не более 2-3 см, затем по усложнению заданий расстояние увеличивается до 4см.