Ольга Симонова
Использование пальчиковых игр для формирования активного словаря детей раннего и младшего возрастов
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлен анализ применения пальчиковых игр для формирования активного словаря детей раннего и младшего возрастов.
Ключевые слова : пальчиковые игры; пальчиковая гимнастика; речь; мелкая моторика.
Публикация «Использование пальчиковых игр для формирования активного словаря детей раннего и младшего возрастов» размещена в разделах
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют важную ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов или специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления. Родители не должны подменить специалиста, дублировать его занятия. У родителей достаточно специфических «родительских» средств воздействия на ребенка, которые эффективные, если применять их осознанно, в нужное время и на нужном этапе.
Все процессы развития в раннем детстве тесно связано с развитием речи. На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Такие исследователи, как Л. А. Венгер, А. Воллон, Л. С. Выготский, Н. М. Аксарина, А. М Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеет единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
В исследованиях ведущих специалистов говорится, что формированию активного словаря должна предшествовать определённая пропедевтическая работа, основные направления которой следующие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Работа над звукопроизношением.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Развитие грамматических навыков.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук, а так же графических навыков и умений.
8. Развитие чувств ритма и зрительно – пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).
Речь ребёнка раннего и младшего возрастов включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Созданию такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей способствуют пальчиковые игры – это специальная психолого – педагогическая задача должна решаться педагогом. (3)
При изучении психолого – педагогической литературы мы пришли к выводу, что игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. (1)
Пальчиковые игры служат закреплению знаний полученных на занятиях и активизируют словарь детей раннего и младшего возрастов. Игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Анна выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком. (2)
Пальчиковая игра – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Владея методикой пальчиковых игр для детей 2-4 года жизни, необходимо помнить о следующих правилах: сначала объясняя, как выполняется то, или иное упражнение, надо показать ребёнку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания; начинать пальчиковую гимнастику нужно только с разминки пальцев : сгибания и разгибания; произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр; для некоторых пальчиковых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик; наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением.
Для развития ручной моторики можно рекомендовать родителям различные несложные упражнения: пальчики здороваются; пальчики бегают по столу; игра на рояле; раздевание пальцев в стороны; поочерёдное поднимание пальцев руки; кулак – ребро – ладонь. (4)
Развитие речи детей 2- 4 года жизни происходит успешно, если используется специальная методика и специально разработанные комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Совместная деятельность педагога, родителей и детей с использованием пальчиковых игр носят коррекционно – развивающую направленность и проводятся дифференцированно и на основе деятельностного и личностноориентированного подхода.
Список литературы
1. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развитие речи дошкольников (Текст) / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. - 143
2. Громова, О. Е. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет (Текст) / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. - М. : Сфера, 2005.- 182 с.
3. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры (Текст) /О. И. Крупенчук. – СПб. : Литера, 2005. – 220 с.
4. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников (Текст) / Л. П. Савина. – М. : Родничок, 2013. – 185 с.