Гладких Мария
Использование образовательной ситуации с целью развития коммуникативных навыков у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусмотрены следующие формы совместной деятельности – организованная образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах. Образовательные ситуации могут быть включены в организованную образовательную деятельность, режимные моменты, как введение в самостоятельную деятельность.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Образовательная ситуация, это такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике.
Рассмотрим несколько определений образовательной ситуации. А. В. Хуторской, считает, что образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции.
По определению Т. И. Бабаевой образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка.
Характеристика образовательной ситуации
• Структурная единица образовательной деятельности;
• Возникает спонтанно или организуется целенаправленно;
• Является конкретным временным и пространственным элементом образовательного процесса;
• Разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении осваиваемого образовательного содержания;
• Предполагает совместное решение задачи педагогом и детьми;
• Учитывает индивидуальность и субъектность ребенка в достижении результата;
Исходя из представленных характеристик образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.
Социально – личностное развитие происходит успешно при условии его включения в различные моменты образовательного процесса, поэтому образовательные ситуации в данном случае очень эффективны.
В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то социальная проблема, требующая личного решения, и воспитатель направляет детей на поиск этого решения. В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.
Какое же значение имеет образовательная ситуация имеет для развития ребенка?
1. Образовательная ситуация стимулирует развитие ребенка, так как есть проблема, которая требует поиска решения.
2. Новизна решаемой задачи, которая постоянно поддерживает интерес ребенка.
3. В ходе образовательной ситуации у ребенка формируются исследовательские отношения.
4. Многообразие возможных решений. Ребенок может выбрать один из вариантов решения.
Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы характеризуется следующими особенностями:
1. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
2. Она длится 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.
3. Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
4. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера.
5. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.
Примерный план организации образовательной ситуации.
Постановка проблемы.
Вопросы (что хотим узнать).
Выдвижение предположений, гипотез.
Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент)
Подведение итогов.
Продукт деятельности.
Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Затем идет описание образовательной ситуации.
Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций :
•игровые;
•практические;
•театрализованные;
•проблемно-игровые;
•проблемные.
Существует несколько оснований для классификации образовательных ситуаций. Их можно создавать в рамках образовательных областей; можно использовать для классификации целевые ориентиры, и уже под них проектировать деятельность.
Структура образовательной деятельности также может служить основанием для классификации (ситуации мотивации; ситуации реализации деятельности, ситуации рефлексии и оценки).
Образовательные ситуации можно классифицировать по видам деятельности.
Для детей младшего дошкольного возраста характерно новое содержание развития. Ребенок начинает уходить от предметного мира, которым он в полной мере пресытился, его начинает интересовать социальный мир во всех его связях, соподчинениях. Он начинает воспринимать предметы не как отдельные, а в связке, то есть предметный мир начинает выглядеть для него, более социально.
Используя образовательные ситуации, педагог имеет возможность вести к познанию окружающего мира и тем самым развивать речь ребенка.
Скорректировать модель социального поведения ребенка можно лишь в образовательной ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем.
Следовательно, основным направлением для деятельности воспитателей становятся познание социальных отношений, связей, развитие коммуникативных навыков. Также в этом возрасте появляется сюжетно-ролевая игра, поэтому образовательная ситуация строится на каком-либо сюжете, связана с ролевым взаимодействием, с поисковой деятельностью.
Для социально-личностного развития рекомендуют образовательные ситуации проблемного характера по принципу «Как быть, что делать»? Это различные ситуации, которые изначально создают затруднения для пробуждения определенных качеств детей: инициативы, самостоятельности, сообразительности, отзывчивости, готовности искать правильные решения.
Поведение детей в образовательных ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития.
Содержание образовательных ситуаций должны меняться в зависимости от возраста.
Для усиления интереса к содержанию образовательных ситуаций, в младшем возрасте придают игровой характер. В данном периоде преобладают игровые ситуации : рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонаж.
В этом случае детям предлагают занять активную ролевую позицию (игровой сюжет ситуаций выбирается в зависимости от склонностей и возраста детей) :
•изобретателей - особых машин, правил, приспособлений, правил, законов;
•волшебников – «отменяющих» те или иные свойства предметов, закономерностей, явлений.
В ходе режимных моментов воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию.
При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.
Для детей 4-х лет характерны образовательные ситуации с гуманистическим содержанием:
• У мишки заболела лапка, как мы можем помочь мишке?
• Найдем друга для котенка Пуха?
• Успокоим и обогреем зайку?;
• «Кукла заболела»
• «Поможем Зайке одеться» и т. д.
То есть, в этих ситуациях придется обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям.
При этом будут решены следующие задачи социально-личностного развития детей :
• умение дружить;
• умение строить диалог
• помогать другу;
• развить культурно-гигиенические навыки;
• нормализовать и совершенствовать эмоциональное состояние в группе».
Приведем несколько проблемных ситуаций, которые можно использовать для реализации задач социально-личностного развития :
1. Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия: («Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.»)
2. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
Невозможно придумать единые образовательные ситуации, а можно лишь создать шаблон, по которому каждый педагог практик придумает свои, учитывая особенности каждой группы в детском саду и каждого отдельного дошкольника.
Типы образовательных ситуаций
1. В начале - организуется вводная организационная образовательная ситуация, побуждающая ребенка к самостоятельному поиску решения возникшей задачи. Важно, чтобы в ходе этой образовательной ситуации у ребенка сложился замысел его деятельности (чтобы он не оказался лишь исполнителем чужого замысла). Вслед за этим создаются условия для проведения детьми соответствующих самостоятельных экспериментальных исследований или поиска информации. Зачастую в такой предварительной поисковой работе участвуют и родители, выполняя задания, которые они получают в детском саду.
2. После таких самостоятельных попыток, которые дети предпринимают, чтобы найти решение поставленной задачи, создается образовательная ситуация – обсуждения (выявление и сопоставление разных точек зрения, подбор и предъявление аргументов для их доказательства.).
3. А затем образовательная ситуация – рефлексии, получившихся результатов (диалог) в ходе выясняются, какие средства и способы были использованы, удалось ли с их помощью решить задачу, какие из них оказались наиболее эффективны.
Создавая “рефлексивную ситуацию”, взрослый “разрывает”, останавливает естественный ход процесса, “текущего автоматически”, с тем чтобы дать ребенку возможность различить для себя то действие, которое он совершил. Затем взрослый помогает ребенку зафиксировать эту остановку и сам останавливает процесс:
- посмотрим, что здесь происходит.
- было вот как, а стало.
- что изменилось? Почему? Как ты сделал?
4. Далее следует объективизация того, что произошло, насколько это типично для рассматриваемого процесса, состояния, насколько свойственно ребенку:
- Ты всегда так делаешь? У тебя всегда так получается?
5. И, наконец, организация обобщения объективного содержания и отчуждения от него, “освобождение от субъективной пристрастности к нему”.
Наиболее «сильной» является та образовательная ситуация, в которую включен в роли участника сам педагог, то есть возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с воспитанниками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными.
Личностно-ориентированный тип обучения определяет педагогу сопровождающую позицию по отношению к деятельности детей, помощь дошкольникам в достижении его образовательных целей. Сопровождающее обучение предполагает возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных задач и продвижения по этому пути в соответствии со своими особенностями.
Педагогическая поддержка представляет собой взаимодействие взрослого и ребенка, где взрослый оказывает различными методами помощь ребенку в реализации его потребностей, и направляет его развитие, а ребенок, ориентируясь на поддержку взрослого, достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, применяет свои способности.
Педагогическая поддержка предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок являются партнерами в общении и деятельности. В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать все тактики педагогической поддержки, предложенные О. С. Газманом, но в образовательной ситуации наиболее актуальными и действенными будут следующие:
-тактика помощи;
-тактика содействия.
Тактика помощи рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно приступил к деятельности, освободился от страха перед неудачей, почувствовал себя в так называемой «ситуации успеха». Многие дети проявляют неуверенность перед новой познавательной задачей в образовательной деятельности, стараются избежать проблемы, тем самым блокируют свою активность и отказываются от выполнения задания. Такому ребенку важно помочь осознать, что он способен преодолеть препятствие и выполнить задание. Воспитатель своей незначительной помощью, похвалой, поддержкой, подсказкой, укрепляет веру ребенка в свои силы и активизирует познавательную активность.
Основной принцип тактики содействия: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!». В тактике содействия создаётся условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления и рефлексию собственной деятельности. Воспитатель интересуется мнением ребенка о том, как он намерен действовать, и старается расширить его возможности выбора, предлагает попробовать новые варианты, не знакомые ребенку.
В тактике содействия необходимо постоянно находишься в диалоге с ребенком, задавать ему поисковые вопросы, вместе размышлять, обсуждать способы деятельности и пути решения задачи, достижения целей. Эта тактика стимулирует и развивает познавательные способности ребенка, самостоятельность мышления и укрепляет веру в собственные силы. Также «тактика содействия» помогает ребенку избавиться от страха быть неправильно понятым, и формирует очень важное чувство доверия между ребенком и взрослым.
Таким образом направленная на овладение новыми средствами и способами взаимодействия между детьми, образовательная ситуация является эффективным средством организации детской деятельности, способствующей комплексному развитию детей.