Марина Суханова
Опыт работы «Использование нетрадиционных технологий рисования с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»
Суханова Марина Владимировна
Тема опыта работы : «Использование нетрадиционных
технологий рисования с детьми
дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
7
«Каждый ребенок художник.
Трудность в том, чтобы
остаться художником,
Публикация «Опыт работы „Использование нетрадиционных технологий рисования с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Рисование. Все материалы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной
деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки
копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования,
учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые,
инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не
навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал.
Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим
развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала
детей имеет нетрадиционное рисование.
В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет
смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника.
Дети наделены природным естественным тяготением к открытию и познанию
мира прекрасного, поэтому перед педагогом стоит задача по трансформации
этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.
В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным
техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. В
способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой
заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная
радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и
способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются
огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная
техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на
основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и
техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение
детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному
искусству. Существует много техник нетрадиционного рисования, их
необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь
желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать
пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы
и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением
нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
8
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются
навыки контроля и самоконтроля.
Цель: развитие творческих способностей детей в рисовании. Воспитание
успешного и свободного человека.
Задачи:
Закреплять приобретённые умения и навыки, показывать детям широту
их возможного применения.
Знакомить детей с многообразием художественных материалов и
приёмов работы с ними.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, «чувство» цвета, формы.
Развивать творческое мышление, воображение, зрительную память.
Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность пальцев рук.
Развивать у детей творческую активность, инициативность, креативность.
Воспитательные:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в
окружающем мире.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, уверенность в
собственных силах и возможностях.
Формировать умение работать в коллективе.
Исходя из целей и задач своей работы, мною был намечен ожидаемый
результат в развитии творческих способностей детей в рисовании, который
может быть достигнут через реализацию на практике системы работы по
использованию нетрадиционных технологий рисования в образовательной
деятельности.
Ожидаемый результат:
Дети должны иметь представление:
О многообразии материалов для изобразительного творчества.
О различных приёмах и техниках рисования.
Дети должны знать:
Материалы, которыми можно рисовать.
Основные приёмы и техники нетрадиционного рисования.
Основные цвета, широко их использовать.
Дети должны уметь:
Пользоваться разнообразными материалами для рисования (гуашь,
цветные карандаши, свечи)
Следовать инструкциям педагога.
Ориентироваться на листе бумаги.
Дополнять рисунок различными деталями.
Аккуратно рисовать, и убирать за собой рабочее место.
9
Выполнять рисунки в различных нетрадиционных техниках.
Мною была разработана рабочая программа клуба «Цветные ладошки», по
использованию нетрадиционных технологий рисования с детьми дошкольного
возраста в соответствии с ФГОС ДО (приложение 1).
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования я начала в
октябре 2017 года. Первое занятие я провела с использованием
нетрадиционных техник в группе раннего возраста. Так «Дождик, дождик
чаще», «Ягодки рябинки» принесли на начальном этапе освоение рисования
массу положительных эмоций, чувство свободы и радости творчества. Дети
были в восторге от возможности ощущать взаимодействие с изобразительным
материалом без кисточки.
На первом ознакомительном этапе мною был проведен мониторинг умений
детей, по шести основным критериям:
1. знать основные цвета
2. выполнять рисунки в различных нетрадиционных техниках
3. ориентироваться на листе бумаги
4. дополнять рисунок различными деталями
5. аккуратно рисовать
6. следовать инструкциям педагога.
Мониторинг показал, что на начало учебного года 40% детей имели
низкий уровень, высокий-7%, средний-53%. К концу учебного 20% детей имели
низкий уровень, высокий-27%, средний-53%.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей
возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески
всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию,
реализуют свой замысел. Дети приобрели уверенность в себе, робкие
преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Начали чувствовать себя
маленькими художниками, им интересно рисовать пальчиками, делать
забавный рисунок собственной ладошкой или пальчиком. Ведь дети любят
быстро достигать результата в своей работе. Работая с детьми я отметила, что
рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет
дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение
задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить
свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Применяя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если
тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты
хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться,
удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно
больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как
нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей
творческих способностей, фантазии, воображения.