Татьяна Гужова
Использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия.
Публикация «Использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Художественно-продуктивная деятельность в раннем возрасте относится к доизобразительной стадии. На втором году жизни ребенок впервые узнает о том, что карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец могут оставлять след.
Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать формирование его представления о своем месте в окружающем мире. Чем больше взрослый будет добиваться внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира, тем более высокие психологические барьеры перед занятиями рисованием будут устанавливаться в психике малыша.
Кроме того - любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует замыслу ребенка. Первостепенная задача воспитателя заключается в понимании того, что ценность рисования в раннем возрасте не в приобретении детьми технических умений и навыков, а в том, чтобы вызвать интерес детей к нему.
Благодаря нетрадиционным средствам рисования ребенок учится экспериментировать с красками, создавать необычные образы, т. е. у него развивается воображение. А подключение пальчиков помогает придать изображению смысл.
Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но ребенок получает новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Дети могут рисовать не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.
Отпечатки ладошек дополняются недостающими элементами, и превращают их в рыбок, птичек, солнышко и т. д. Детям можно предложить сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть – кто «спрятался» в этом отпечатке. Можно предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек.
Желание маленького ребенка рисовать ярко, можно реализовать при использовании поролоновой губки. Рисование губкой позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. На начальном этапе не ограничивают детей пределами контура (травка возле цыпленка, море под корабликом, небо).
При работе с крупами нужно показать ребенку как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Сначала показываются приемы рисования на манке пальчиками, это горизонтальные и вертикальные линии, круги. Затем предметы: мячик, солнышко, домик. В ходе занятий используются различные предметы для рисования палочки, грабельки и т. д.
Рисование отпечатками листьев. Выполненные работы смотрятся всегда интересно и креативно. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши. Краска должна быть густой. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями. Дополняем получившееся изображение деталями.
Дети уже в 2 года могут рисовать и с использованием трафарета. Трафарет изготавливается из картона, а дети просто макают губкой внутри трафарета и получают нужное изображение.
Рисование с помощью втулки от туалетной бумаги позволяет получить интересные рисунки. С одной стороны картонную втулку нарезать тонкими полосками, как бахрому. Развести гуашь в неглубокой ёмкости, диаметром больше, чем картонная втулка. Можно разводить краску на листе фольги. Распушить бахрому на втулке и окунуть в краску.
Рисование ватными палочками. Макаем палочку в краску и методом «тычка» начинаем рисовать по контуру рисунка. Ватной палочкой касаемся листа и осторожно поднимаем. После проделанных движений на листе остается точка или кружочек, кому как больше нравится.
Рисование с помощью мятой бумаги. Такой вид рисования помогает ребятам лучше запоминать и различать цвета, создавать свои собственные оригинальные образы.
При использовании штампов в рисовании реализуется так же множество целей. Материалы для самодельных штампов окружают на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно. (Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком.)
Разрисовка камней. В нашем детском саду родители и дети охотно принимают участие в различных конкурсах, выставках, проявляя творчество и фантазию. Нам удалось заинтересовать родителей нетрадиционными техниками рисования, и родители вместе с детьми сделали на вот такие замечательные украшения для нашего участка.
Очень интересно выглядит сочетание различных техник в одном рисунке. В работе «Путешествие колобка» использованы рисование ладошкой, поролоновый оттиск, штампы.
Рисование с использованием нетрадиционных средств детям очень нравится. Именно нетрадиционные средства рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Поэтому я считаю, что при работе с детьми раннего возраста необходимо использовать нетрадиционные материалы.