Вера Мелёхина
Консультация «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте указано, что художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из главных направлений, которое обеспечивает развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В настоящее время тема изобразительной деятельности носит особую актуальность, потому что способствует восприятию красоты окружающего мира и проявлению у детей эмоционального отклика. В самом раннем возрасте у ребенка происходит становление эстетического восприятия окружающего мира. Именно в этот период формируется связь ребенка с миром природы, общества, предметным миром, происходит постепенное приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, развивается любознательность и проявляется особый интерес к творчеству, а именно его процессу. Ранний возраст является очень важным периодом в жизни каждого ребенка. Дети раннего возраста – это любознательные исследователи, познающие этот незнакомый, удивительный окружающий мир посредством своего собственного тела. Маленькие дети учатся телом и при этом используют прежде всего руки, чтобы понять мир. Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста – это обучение через игру, и мышление через действие. Дети, рисуя, знакомятся с окружающим миром и изучают при этом каждый предмет, который попадает им в руки, пытаясь выяснить, как я для чего его можно использовать. Они думают действуя. В элементарных экспериментах с красками производится очень важный для детей эффект – их собственные действия способствовали изменению состояния предметов. Именно поэтому для детей раннего возраста особую привлекательность представляют материалы для рисования. Ведь красками, мелками, карандашами, ладошкой, и даже пальчиком можно добиться очень наглядного, с течением времени более выразительного изменения мира – ты оставляешь в нем следы. Дети раннего возраста раскрываются, когда начинают водить по листу кисточкой, карандашом или руками. Они исследуют поверхность, когда они разрисовывают бумагу, предметы, или самих себя. Со временем дети учатся производить совершенно определенные следы, когда сознательно используют рисовальные принадлежности, однако важно, чтобы к этому этапу творчества они пришли самостоятельно. Детское рисование можно представить по фазам: Первую фазу, которая начинается примерно в возрасте одного года можно назвать «тычки» - это создание изображения посредством удара. В раннем возрасте ребенку важны не черточка или линия на листке бумаги, а громкий стук и размашистые движения. Затем наступает вторая фаза детского рисования - «царапание». Данная фаза длится около двух лет. Здесь дети раннего возраста рисуют на листе бумаги различные пересекающиеся линии, то прямые, то круглые с точками. Третья фаза является самой важной – «круги». Навык рисования кругов появляется у ребенка в тот период, когда начинает проявляться его собственное «я», он начинает использовать свое имя. Круги отображают повседневные впечатления ребенка, которые повторяются снова и снова: отправиться в детский сад, чтобы потом вновь вернуться домой. Применяя нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста важно помнить и не нарушать данные фазы развития детского рисования. Поэтому нецелесообразно ждать от ребенка раннего возраста конкретного результата творческой деятельности – раскрасить фигуру не выходя за границы. Такой прием учит ребенка лишь одному - замечать границы, с которыми часто встречаешься в жизни и на листке бумаги. В таком творческом процессе воспитатель не должен вставать в позицию контролера и строгого надзирателя, он становится соучастником творческого процесса, когда вместе с ребенком знакомится, изучает, пробует и смело экспериментирует. Однако важно педагогу быть внимательным, уметь быстро реагировать на ситуацию в процессе свободного творчества ребенка, уметь вовремя переключить его внимание, предложить новый лист бумаги. Применение нетрадиционных техник в работе с детьми раннего возраста имеет свой главный принцип, который отвечает возрастным потребностям и установкам – каждый ребенок должен испытать многообразные возможности работы с материалами. Э. Фромм говорил: «удовлетворение потребности в творчестве ведет к счастью». Ведь маленькому ребенку важен и интересен сам творческий процесс размазывания, выливания, смешивания красок, нежели его результат. Поэтому материалы для процесса творчества должны вызывать у ребенка интерес и желание, идеи разнообразных игр. При этом условии, эксперименты с красками будут максимально плодотворными. Детей раннего возраста очень увлекают такие приемы нетрадиционного рисования как : рисование ладошками, техника «пальцеграфия» или «пальчиковая живопись», оттиски, печатки, набрызги, тычкование, кляксография с нитками или трубочками. Таким образом, применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста способствует созданию атмосферы открытости, непринужденности, развивает инициативу, самостоятельность у детей. Вовлекая детей в «нетрадиционное рисование» педагоги позволяют детям раннего возраста отходить от строгого предметного изображения окружающего мира, дети учатся выражать на листе бумаги свои эмоции, чувства, впечатления, что вселяет в них уверенность в своих силах и создает эмоционально-положительное отношение к творческой деятельности. Разнообразие материалов для рисования дает возможность самостоятельного выбора ребенку раннего возраста, развивает его воображение и мышление