Пильщикова Вера
Использование нестандартного оборудования для эффективного развития представлений о св-вах предметов у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач обучения является развитие ума ребенка, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют обеспечить движение ребенка вперед. Для ее решения в детском саду находят применение разнообразные развивающие средства. Наиболее уникальным по своим возможностям материалом являются логические блоки Дьенеша. С помощью блоков дети тренируют память, внимание, восприятие. Логические блоки – абстрактный материал, где разные свойства представлены в чистом виде. Они очень привлекают маленьких детей, так как обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий, чем фигуры.
Публикация «Использование нестандартного оборудования для эффективного развития представлений о св-вах предметов у младших дошкольников» размещена в разделах
Используем блоки Дьенеша в разных видах деятельности. Обучение осуществляем на специально организованных занятиях. Проводим их в игровой форме с элементами поисковой деятельности. Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность. В процессе игр-занятий стремимся, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
В гости к детям приходят знакомые игрушки-персонажи: Колобок, Петушок-золотой гребешок, которые обращаются к ним за помощью, попадая в затруднительное положение, или просят научить тому, чего они не знают. Такая мотивация активизирует детей, вызывает интерес и желание помочь.
Существенное значение в методике ознакомления с фигурами имеет обучение приемам их обследования осязательно-двигательным путем. Ребенку до всего хочется дотронуться, пощупать. С целью удовлетворения их желаний и решая обучающие задачи, играем в «Чудесный мешочек». Мы изменили ее несколько внешне. У нас это «ящик ощущений», под названием «Загадки Гнома».
Придумали и успешно применяем следующие представления фигур :
«Три угла у меня, будем с Сашей мы друзья»
«Я квадрат, я квадрат, подружиться с тобой рад»
«»Я круг- кружочек, улыбнись, дружочек»
В результате непосредственного, непринужденного общения (улыбаются кругу, называют свое имя квадрату, протягивают руку треугольнику) у детей возникает положительный эмоциональный настрой, что способствует стимулированию активной мыслительной деятельности, более быстрому и успешному усвоению знаний.
Работа с блоками Дьенеша неразрывно связана с карточками-символами. Их использование позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств. Эти способности и умения развиваются в процессе разнообразных предметно-игровых действий. Играем с изготовленным нами кубом – Кубариком. На его сторонах имеются карманы, куда вставляются карточки-символы. Передавая куб друг другу. Дети приговаривают: «Катись, катись, на бочок ложись». Последний называет изображенное на стороне куба.
Для более эффективного и эмоционального восприятия используем художественное слово. Запомнившиеся детям стихи, считалки используем в повседневной жизни. При ознакомлении с кругом обыгрываем стихотворение:
Булки бабушка печет,
А внучатам – диво.
На доске от булки след
Жирный и красивый.
Очень ровный этот след,
Гладкий–загляденье!
Что же это на доске
Всем на удивленье?
Используем блоки Дьенеша в совместной деятельности. Насыщаем новыми сюжетами, ролями. Применяем прием поисковой деятельности, тем самым помогаем преодолеть интеллектуальные трудности. Игры и игровые упражнения подбираем с интересной мотивацией, с учетом уровня развития детей. Мыслительные умения вырабатываем в процессе многократных повторений. Для поддержания интереса даем разные игровые упражнения с одной и той же целью: «Дорожка для Зайки», «Мостик через речку», «Бусы для Машеньки» и т. д.
Радостные переживания, полученные ребенком на праздниках, вечерах развлечений, прогулках от игровых заданий с блоками Дьнеша, поднимают жизненный тонус. Такая форма деятельности раскрепощает, учит радоваться как своим, так и чужим успехам. Проводим игры-аттракционы: «Поймай рыбку», «Кто скорей», «Перенеси в ложке». На прогулке пускаем кораблики, собираем грибочки, ищем потерявшихся цыплят.
Используемые формы, методы, принципы работы с применение нестандартного дидактического материала дают возможность активизировать умственный потенциал, добиться более осознанного восприятия материала, развития интереса, самостоятельности. Дети, насытившись впечатлениями от игр с блоками Дьенеша в процессе разнообразных действий с ними, легче овладевают мыслительными умениями. Работа с блоками подводит детей к тому, что они легко переносят свои знания на жизненный материал, приближает к пониманию сложных логических отношений.