Яшина Екатерина Андреевна
Использование нейропсихологического коврика в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми, мы видим, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии различной нозологии. Обследуя детей, можем выделить, как одно из часто встречающихся нарушений, это нарушения речевого развития.
Работая с детьми дошкольного возраста и осуществляя их дальнейшее сопровождение на уровне начального общего образования можно с большой уверенностью утверждать, что недостаточная сформированность у детей навыков устной речи затрудняет их дальнейшее обучение в школе, т. е. влияет на усвоение программного материала.
Публикация «Использование нейропсихологического коврика в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Речевые нарушения проявляются в недостатках развития навыков устной речи и могут проявляться в недоразвитии всех средств (компонентов) языка (произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй). Данные нарушения могут иметь разную степень выраженности.
Как правило дети, страдающие нарушениями речевого развития относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушения крупной моторики. К таким детям относятся – дети с нарушением координации движения и динамического и статического равновесия, т. е. которые не умеют прыгать на одной, а подчас, и на двух ногах, запинаются на лестнице. К сожалению, таких детей мы видим все чаще и чаще.
Многие авторы утверждают, что развитие двигательной сферы влияет на развитие высших психических функций.
К ВПФ относят – все когнитивные функции, процессы.
ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе мотивов, регулируемые целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. И в частности на запуск речи, коррекцию звукопроизношения.
Движения стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют процессы речевого развития ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за моторику, – необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Без специальных нейрокоррекционных упражнений, направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, не справиться с моторными и речевыми нарушениями.
Обращаясь к теоретикам, основателям нейропсихологии мы видим, что речь идет о 3 блоках мозга.
Рассмотрим более подробно – кинетический фактор.
Этот фактор связан с работой премоторных отделов мозга (III блок, лобная доля).
Кинетический фактор обеспечивает двигательные программы, т. е. объединяет отдельные движения в единую кинетическую мелодию (плавность переключения, подвижность).
При несформированности этого фактора страдает подвижность двигательных процессов, возникает их инертность.
В случае несформированности данного фактора в индивидуальном развитии ребенка именно кинетический фактор должен стать основой психолого-педагогического коррекционного воздействия.
Т. е. развивая телесную моторику в подвижных играх, мы тем самым создаем предпосылки для становления, таких процессов, как речь и мышление. В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. И коррекционная работа должна быть направлена «снизу-вверх» (от движения к мышлению, а не наоборот.
Рассмотрим – зрительно-пространственный фактор.
Зрительно-пространственный гнозис отвечает за восприятие и переработку пространственных характеристик и пространственных отношений.
Зрительно-пространственный гнозис отвечает за:
Лево-правую ориентировку;
Понимание символики рисунка
Различение чисел (6 и 9);
Понимание состава числа
Понимание счётных операций;
Понимание сложных логико-грамматических конструкций;
Понимание значения суффиксов;
Освоение предлогов и приставок;
Понимание отношений сравнения (больше-меньше и наоборот).
Видя всю важность реализации данных направлений в работе с детьми с нарушениями речи, постоянно ведется поиск форм, приемов коррекционной, развивающей работы с детьми в данных направлениях.
Цель нейроковрика – активизация операционального уровня психической деятельности и уровня программирования, регуляции и контроля.
Работа с нейропсихологическим ковриком решает задачи :
1. Создание эмоционально положительного настроения и интереса.
2. Развитие пространственной ориентировки, зрительной памяти, ощущения, восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, воображения.
Формирование и активизация словаря детей.
4. Усвоение или закрепление правильности употребления в речи различных грамматических категорий.
5. Развитие связной речи.
Содержание занятия строится в зависимости от нейропсихологического статуса ребенка, который выявляется в ходе первичной диагностики и следящей диагностики.
Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как материал предлагается в ненавязчивой игровой форме. Мы не работаем за столом, за карточками. Вся эта благоприятная атмосфера ускоряет коррекционный процесс и улучшает его результативность. Занятия с ковриком имеют большое значение и для развития крупной моторики, что особенно актуально при работе.
Практическая часть
Игры и упражнения
Задание 1. «Змейка» На метрономе устанавливается звонок с определенной частотой, например, на каждый третий удар звенит звонок – «Дзынь». Ребенок должен прыгать в каждую клетку, но очередной прыжок он должен сделать только на звонок метронома – «Хлопок».
Задача. Кинетический фактор, развитие чувства ритма, умение выполнять инструкции.
Другое упражнение – мы шагаем по дорожке – приставочным шагом.
Упражнение «Прыгалки». Ребенок прыгает в клетки так: в первые три клетки он прыгает на правой ноге, в следующие три клетки он прыгает на левой ноге, в следующие три клетки – двумя ногами вместе, в следующие три клетки – на левой ноге и т. д. до конца ковра.
Задачи. Умение переключаться, совершенствование навыков выполнение прыжков на двух ногах, на одной ноге, на каждой поочередно, развитие умение запоминать инструкцию, выполнять ее в заданном алгоритме.
Инструкция может быть разной, например, в первые две клетки прыгаем на правой ноге, а следующая одна клетка левой ногой, в следующую клетку присесть.
Можно увидеть, как возникает застраивание на каком-то фрагменте движения (персеверация).
Упражнение «Робот». Ведущий сообщает ребенку, что он будет роботом, а взрослый – его пультом управления. Ребенок встает около ковра, а ведущий дает команды роботу: «Робот! Прыгни два раза вперед, три раза влево, и один раз направо». Ребенок, предварительно повторив задание вслух, начинает выполнять задание. При выполнении этого задания необходимо маркировать левую или правую руку (ленточка, часы, кольцо). Маркировка руки нужна для опоры ребенка в ориентации на ковре. На первых этапах работы ребенок, прыгая в разные стороны по клеткам согласно заданию, должен считать вслух свои прыжки, позже – про себя. Кроме того, на первых этапах задания должны быть короткими, например, прыгни два раза вверх, два вперед, мяукни! На следующих этапах постепенно увеличиваем объем задания. Например, прыгни один раз вверх, присядь два раза, прыгни четыре раза назад и т. п.
Задачи. Ориентация в пространстве, учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны.
«Прыгни, хлопни, назови» Ребенок встает около ковра, а ведущий дает задание- прыгни на двух ногах, хлопни и назови, что лежит в клеточке. Это задание выполняется до конца ковра. Прыжки могут быть разные – на одной ноге, двумя ногами, попеременно
Задачи. Развитие регуляции и контроля, автоматизацияя звука Ш, развитие двигательных навыков.
Посчитай-ка. На коврике, в разных клетках расположены цифры от одного до пяти. Взрослый говорит: «Посчитай сколько роз». Ребенок, прыгая двумя ногами по клеткам, с расположенными цифрами, называет количество предметов. Например, 1 Роза, 2 Розы и т. д.
Задачи. Упражнение, направленное на согласование числительных с существительным. Развитие координации движения.
6. Упражнение «Хозяюшка» На коврике в разных клетках расположены картинки с предметом в названии которого присутствует проблемный звук. Предварительно, перед началом прыжков по ковру, ребенку проговаривается предложение, в которое он будет вставлять название предметов изображенных на картинке. Например, У Иры вкусное мороженное.
Задачи. Направленное на автоматизацию слов в предложении, развитие координации движения, развитие телесной моторики.
«Классики» Ребенок прыгает (на примере игры «классики», по клеткам коврика поочередно одной ногой в одну клетку, двумя ногами в две клетки. При прыжке одной ногой проговаривает слово с проблемным звуком в единственном числе. При прыжке двумя ногами соответственно во множественном числе. Например, рыба- рыбы.
Задачи. Направленное на совершенствование речедвигательных навыков, умение образовывать слова, упражнять использование существительных в единственном и множественном числе.
«Что где лежит» На клетках коврика расположены различные предметы, (по одному в каждой, в данном случаи фрукты и овощи. Ребенок стоя перед ковриком, относительно себя, называет предмет расположенный над, под, справа, слева или между какими-то предметами.
Задачи. Упражнение, направленное на закрепление предлогов, ориентация в пространстве.
«Рифмовочки». Все задания данного уровня объединяет то, что ребенок должен прыгать либо только в клетки, либо только на ленточки, либо и в клетки, и на ленточки по определенной программе. Проговариваем чистоговорки, например: Ру-ру-ру – скачет в поле кенгуру.
Задачи. Развитие регуляции и контроля, автоматизации звука, введения звука в речь.
Этот коврик является универсальным пособием, так как может быть использован в своей работе специалистами, воспитателями, а также родителям для занятий и игр с ребенком дома. Не обязательно шить такой ковер, можно использовать цветной скотч.
Данное пособие апробировано мною на различных возрастных группах (от средней до подготовительных) и успешно используется на занятиях с детьми.