Получи документы

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи

Кирсанова
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Кирсанова О. П. ,

учитель-логопед МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары

Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи

В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с такой проблемой, что речевому дефекту у ребенка сопутствует ряд других, не менее серьезных, нарушений, как-то: невнимательность, трудности запоминания нового материала, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, снижение познавательной активности. Все это негативно сказывается на процессе усвоения детьми нового материала и значительно снижает эффективность коррекционной работы. Возникает вопрос: как помочь ребенку?

Публикация «Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи» размещена в разделах

Ученые, основываясь на исследованиях А. Р. Лурии, основоположника отечественной нейропсихологии, выявили связь того или иного нарушения с незрелостью структур головного мозга.

Так, все отделы головного мозга были условно разделены на 3 блока, каждый из которых ответственен за выполнение того или иного процесса, той или иной деятельности.

I блок отвечает за активацию головного мозга, и его недоразвитие приводит к быстрой утомляемости организма. Ребенок становится либо пассивным и перестает воспринимать информацию, либо начинает отвлекаться и мешать другим. Однако, стоит заметить, что его умственные способности изначально сохранны.

Таким образом, выявляется первая причина: недостаточность энергетического ресурса головного мозга.

Что делать? В этом случае эффективным средством будет ежедневное проведение на уроках дыхательной гимнастики, специального массажа и двигательных упражнений. Упражнения усилят кровоток, и подуставший головной мозг будет обеспечен необходимым для него кислородом.

Ряд заданий, которые можно предложить детям:

- дыхательные упражнения:

«Воздушный шарик»

Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

«Часы»

И. п. Стоя, ноги на ширине плеч.

Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

«Обдуваем плечи»

И. п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

«Насос»

И. п. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Выполнение. Делаем вдох, затем, выдыхая, совершаем наклоны в сторону, руки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

«Потягушечки»

И. п. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх.

Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «Ух-х…» Выполняем 4-5 раз.

- самомассаж ушных раковин:

Производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности может помочь небольшое шуточное стихотворение.

Взяли ушки за макушки

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать:

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

- пальчиковая гимнастика.

Карандаш

Все нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

Дружные ребята

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

(пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

маленькие пальчики.

(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

Начинай считать опять.

(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

Елка

Утром дети удивились,

(разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно,

(сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,

(руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят,

(закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка

(хлопают в ладоши)

II блок головного мозга отвечает за прием, переработку и хранение получаемой информации. Недостаточная сформированность этого блока ведет к проблемам с памятью, трудностям пространственной ориентировки, ошибкам фонематического и зрительного восприятия.

Помочь ребенку можно, включая в занятие следующие виды заданий:

«Волшебный диктант»: в этом упражнении диктант «пишется» без единого слова. Просим детей «зашифровать» слова, записав только первую или последнюю их букву, или «записать» слово только гласными.

«Считаем буквы»: мысленно представить слова с одинаковым количеством букв, написанные в столбик. Удерживая представление в голове, назвать определенную букву по счету во всех словах. Например, учитель говорит:

дым

луг

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, номер которых говорит учитель. Вторая буква – ы, у, третья – м, г и т. д. количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах от 3до 7.

«Кузовок»: складываем в «кузовок» все слова, которые, к примеру, заканчиваются на –ок: грибок, совок, зубок, глазок…

«Забавные буквы»: для запоминания правильного написания той или буквы можно предложить ребенку проиллюстрировать ее (например, превратить букву «б» в белочку, а «д» в дятла).

«Узнай букву»: вырезать из бархатной бумаги буквы и на ощупь узнать их.

III блок головного мозга - блок программирования и контроля. Его недостаточное развитие ведет к тому, что ребенок не может контролировать себя и следовать установленным правилам. Проявляется это как в разнообразных нарушениях поведения, так и в элементарной неспособности применить выученное правило в задании.

Помочь ребенку справиться с такой проблемой могут игры:

«Графический диктант»: рисуем картинку определенного последовательного узора по клеточкам по инструкции учителя.

«Таблица Шульте»: для запоминания последовательности просим найти все буквы алфавита в таблице в предложенном порядке.

«Шифровка»: детей просят «засекретить» слово или фигуру определенным символом (к примеру, все встретившиеся в тексте слова с буквой «е» зашифровать знаком X).

Использование такого рода игр и упражнений на логопедических занятиях способствовало повышению произвольного внимания, памяти, мышления и контроля, у детей улучшилась мелкая моторика рук. Но, главное, повысилась познавательная активность учащихся: дети с большим интересом и живостью стали включаться в процесс занятия, предлагают свои варианты игр и упражнений. А, если урок интересен ребенку, значит, от занятия есть польза, значит, мы на пути к успеху.

Публикации по теме:

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 15:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Кирсанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД