Приложение МААМ

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи

Кирсанова
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Кирсанова О. П. ,

учитель-логопед МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары

Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи

В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с такой проблемой, что речевому дефекту у ребенка сопутствует ряд других, не менее серьезных, нарушений, как-то: невнимательность, трудности запоминания нового материала, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, снижение познавательной активности. Все это негативно сказывается на процессе усвоения детьми нового материала и значительно снижает эффективность коррекционной работы. Возникает вопрос: как помочь ребенку?

Темочки:

Ученые, основываясь на исследованиях А. Р. Лурии, основоположника отечественной нейропсихологии, выявили связь того или иного нарушения с незрелостью структур головного мозга.

Так, все отделы головного мозга были условно разделены на 3 блока, каждый из которых ответственен за выполнение того или иного процесса, той или иной деятельности.

I блок отвечает за активацию головного мозга, и его недоразвитие приводит к быстрой утомляемости организма. Ребенок становится либо пассивным и перестает воспринимать информацию, либо начинает отвлекаться и мешать другим. Однако, стоит заметить, что его умственные способности изначально сохранны.

Таким образом, выявляется первая причина: недостаточность энергетического ресурса головного мозга.

Что делать? В этом случае эффективным средством будет ежедневное проведение на уроках дыхательной гимнастики, специального массажа и двигательных упражнений. Упражнения усилят кровоток, и подуставший головной мозг будет обеспечен необходимым для него кислородом.

Ряд заданий, которые можно предложить детям:

- дыхательные упражнения:

«Воздушный шарик»

Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

«Часы»

И. п. Стоя, ноги на ширине плеч.

Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

«Обдуваем плечи»

И. п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

«Насос»

И. п. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Выполнение. Делаем вдох, затем, выдыхая, совершаем наклоны в сторону, руки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

«Потягушечки»

И. п. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх.

Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «Ух-х…» Выполняем 4-5 раз.

- самомассаж ушных раковин:

Производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности может помочь небольшое шуточное стихотворение.

Взяли ушки за макушки

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать:

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

- пальчиковая гимнастика.

Карандаш

Все нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

Дружные ребята

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

(пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

маленькие пальчики.

(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

Начинай считать опять.

(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

Елка

Утром дети удивились,

(разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно,

(сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,

(руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят,

(закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка

(хлопают в ладоши)

II блок головного мозга отвечает за прием, переработку и хранение получаемой информации. Недостаточная сформированность этого блока ведет к проблемам с памятью, трудностям пространственной ориентировки, ошибкам фонематического и зрительного восприятия.

Помочь ребенку можно, включая в занятие следующие виды заданий:

«Волшебный диктант»: в этом упражнении диктант «пишется» без единого слова. Просим детей «зашифровать» слова, записав только первую или последнюю их букву, или «записать» слово только гласными.

«Считаем буквы»: мысленно представить слова с одинаковым количеством букв, написанные в столбик. Удерживая представление в голове, назвать определенную букву по счету во всех словах. Например, учитель говорит:

дым

луг

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, номер которых говорит учитель. Вторая буква – ы, у, третья – м, г и т. д. количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах от 3до 7.

«Кузовок»: складываем в «кузовок» все слова, которые, к примеру, заканчиваются на –ок: грибок, совок, зубок, глазок…

«Забавные буквы»: для запоминания правильного написания той или буквы можно предложить ребенку проиллюстрировать ее (например, превратить букву «б» в белочку, а «д» в дятла).

«Узнай букву»: вырезать из бархатной бумаги буквы и на ощупь узнать их.

III блок головного мозга - блок программирования и контроля. Его недостаточное развитие ведет к тому, что ребенок не может контролировать себя и следовать установленным правилам. Проявляется это как в разнообразных нарушениях поведения, так и в элементарной неспособности применить выученное правило в задании.

Помочь ребенку справиться с такой проблемой могут игры:

«Графический диктант»: рисуем картинку определенного последовательного узора по клеточкам по инструкции учителя.

«Таблица Шульте»: для запоминания последовательности просим найти все буквы алфавита в таблице в предложенном порядке.

«Шифровка»: детей просят «засекретить» слово или фигуру определенным символом (к примеру, все встретившиеся в тексте слова с буквой «е» зашифровать знаком X).

Использование такого рода игр и упражнений на логопедических занятиях способствовало повышению произвольного внимания, памяти, мышления и контроля, у детей улучшилась мелкая моторика рук. Но, главное, повысилась познавательная активность учащихся: дети с большим интересом и живостью стали включаться в процесс занятия, предлагают свои варианты игр и упражнений. А, если урок интересен ребенку, значит, от занятия есть польза, значит, мы на пути к успеху.

Публикации по теме:

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 15:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Кирсанова (УИ 2323083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД