Кирсанова
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Кирсанова О. П. ,
учитель-логопед МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары
Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи
В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с такой проблемой, что речевому дефекту у ребенка сопутствует ряд других, не менее серьезных, нарушений, как-то: невнимательность, трудности запоминания нового материала, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, снижение познавательной активности. Все это негативно сказывается на процессе усвоения детьми нового материала и значительно снижает эффективность коррекционной работы. Возникает вопрос: как помочь ребенку?
Публикация «Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями речи» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нейропсихологические игры и занятия
- Психология школьников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ученые, основываясь на исследованиях А. Р. Лурии, основоположника отечественной нейропсихологии, выявили связь того или иного нарушения с незрелостью структур головного мозга.
Так, все отделы головного мозга были условно разделены на 3 блока, каждый из которых ответственен за выполнение того или иного процесса, той или иной деятельности.
I блок отвечает за активацию головного мозга, и его недоразвитие приводит к быстрой утомляемости организма. Ребенок становится либо пассивным и перестает воспринимать информацию, либо начинает отвлекаться и мешать другим. Однако, стоит заметить, что его умственные способности изначально сохранны.
Таким образом, выявляется первая причина: недостаточность энергетического ресурса головного мозга.
Что делать? В этом случае эффективным средством будет ежедневное проведение на уроках дыхательной гимнастики, специального массажа и двигательных упражнений. Упражнения усилят кровоток, и подуставший головной мозг будет обеспечен необходимым для него кислородом.
Ряд заданий, которые можно предложить детям:
- дыхательные упражнения:
«Воздушный шарик»
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.
«Часы»
И. п. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.
«Обдуваем плечи»
И. п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.
«Насос»
И. п. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Делаем вдох, затем, выдыхая, совершаем наклоны в сторону, руки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
«Потягушечки»
И. п. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх.
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «Ух-х…» Выполняем 4-5 раз.
- самомассаж ушных раковин:
Производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности может помочь небольшое шуточное стихотворение.
Взяли ушки за макушки
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки
(большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули…
(несильно потянуть вверх)
Пощипали…
(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать:
(пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять…
(приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём
(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
- пальчиковая гимнастика.
Карандаш
Все нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)
Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)
Дружные ребята
Дружат в нашей группе
девочки и мальчики.
(пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Начинай считать опять.
(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(встряхиваем опущенные вниз кисти рук)
Елка
Утром дети удивились,
(разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно,
(сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят,
(руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят,
(закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка
(хлопают в ладоши)
II блок головного мозга отвечает за прием, переработку и хранение получаемой информации. Недостаточная сформированность этого блока ведет к проблемам с памятью, трудностям пространственной ориентировки, ошибкам фонематического и зрительного восприятия.
Помочь ребенку можно, включая в занятие следующие виды заданий:
«Волшебный диктант»: в этом упражнении диктант «пишется» без единого слова. Просим детей «зашифровать» слова, записав только первую или последнюю их букву, или «записать» слово только гласными.
«Считаем буквы»: мысленно представить слова с одинаковым количеством букв, написанные в столбик. Удерживая представление в голове, назвать определенную букву по счету во всех словах. Например, учитель говорит:
дым
луг
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, номер которых говорит учитель. Вторая буква – ы, у, третья – м, г и т. д. количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах от 3до 7.
«Кузовок»: складываем в «кузовок» все слова, которые, к примеру, заканчиваются на –ок: грибок, совок, зубок, глазок…
«Забавные буквы»: для запоминания правильного написания той или буквы можно предложить ребенку проиллюстрировать ее (например, превратить букву «б» в белочку, а «д» в дятла).
«Узнай букву»: вырезать из бархатной бумаги буквы и на ощупь узнать их.
III блок головного мозга - блок программирования и контроля. Его недостаточное развитие ведет к тому, что ребенок не может контролировать себя и следовать установленным правилам. Проявляется это как в разнообразных нарушениях поведения, так и в элементарной неспособности применить выученное правило в задании.
Помочь ребенку справиться с такой проблемой могут игры:
«Графический диктант»: рисуем картинку определенного последовательного узора по клеточкам по инструкции учителя.
«Таблица Шульте»: для запоминания последовательности просим найти все буквы алфавита в таблице в предложенном порядке.
«Шифровка»: детей просят «засекретить» слово или фигуру определенным символом (к примеру, все встретившиеся в тексте слова с буквой «е» зашифровать знаком X).
Использование такого рода игр и упражнений на логопедических занятиях способствовало повышению произвольного внимания, памяти, мышления и контроля, у детей улучшилась мелкая моторика рук. Но, главное, повысилась познавательная активность учащихся: дети с большим интересом и живостью стали включаться в процесс занятия, предлагают свои варианты игр и упражнений. А, если урок интересен ребенку, значит, от занятия есть польза, значит, мы на пути к успеху.