Савостьяненко Екатерина
Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день, согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. Так, в данную группу входят дети с нарушениями фонационного оформления высказываний (сюда входят дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия) и нарушения структурно-семантического оформления высказываний (алалия, афазия). Однако, наиболее частыми нарушениями являются заикание и дизартрия. Безусловно, все виды речевых нарушений совершенно разнообразно сказываются на проявлениях речевых, познавательных и других особенностей детей дошкольного возраста. Однако, есть общие, существенные и специфические особенности детей с речевыми нарушениями. Так, дошкольники с нарушениями речи чрезмерно активны, не способны верно и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению, испытывают трудности в усвоении учебного материала, включённого в рабочую программу на год. У большей части нарушаются все основные компоненты речевой системы : звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Помимо этого, отмечаются трудности, связанные с недостаточной развитостью крупной и мелкой моторики, что приводит к моторной неловкости, нарушению координации движений, а также к трудностям, связанным с выполнением заданий с карандашами, ножницами, красками.
Публикация «Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
По причине роста числа дошкольников с речевыми нарушениями, многие дошкольные учреждения стали открывать речевые группы, в которых организуется целостный педагогический процесс в соответствии с особыми образовательными потребностями детей. Наше дошкольное учреждение (МБ ДОУ «Детский сад № 115») не является исключением. В нем длительное время существовали логопедические группы для детей старших и подготовительных групп. Однако, по образовательному запросу родителей и увеличению детей, у которых проявляются речевые дефекты до пяти лет, наше учреждение открыло среднюю логопедическую группу.
В данной группе размещается 18 детей, которым в данном возрасте уже поставлены речевые диагнозы (это доказывают заключения психолого-медико-педагогической комиссии). Исходя из этого, я начала тщательно обдумывать, анализировать и создавать различные интересные формы работы с детьми, которые можно эффективно использовать для всестороннего развития, при этом уделяя важное значение коррекционно-развивающей работе. Мой выбор остановился на использовании нейропсихологических игр.
В психолого-педагогических словарях и учебных пособиях таких великих педагогов, психологов и ученых, как В. М. Бехтерев, А. Н. Леонтьев, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтес понятие «нейроигры» трактуется по-разному, однако основное значение заключается в том, что нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка, именно поэтому нейроигры будут способствовать эффективному развитию речевых функций детей.
Нейропсихологические упражнения включают в себя отдельные задания, игры или гимнастику, они являются отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Ведущей целью нейроигр и нейропсихичеких упражнений, по моему мнению, является активизация речи детей. Комплекс заданий направлен на:
• стимулирование речевой активности
• вырабатывания слухоречевого внимания
• развития познавательных процессов (восприятие, память, мышление)
• развитие межполушарного взаимодействия
• развитие мелкой моторики
• развитие координации движений и психофизических функций.
Нейроигры и нейропсихические упражнения необходимо организовывать систематически, непрерывно. При этом имеется ряд условий: 1) спокойная, комфортная обстановка; 2) использование индивидуального подхода в работе с детьми; 3) постепенное усложнение и увеличение объема выполнения заданий.
Предлагаю ознакомиться с примерным перечнем нейроигр, которые на сегодняшний день способствуют эффективному речевому развитию детей дошкольного возраста :
1. «Полив цветов»
С помощью данной игры я решала одновременно несколько задач. Так, здесь происходит выработка слухоречевого внимания, расширение представлений об основных цветах и, разумеется, развитие психических познавательных процессов (восприятие, мышление). У меня получилось выполнить это, поскольку детям было необходимо «поливать» каплями цветы того цвета, который называла я ( например: «Полей красный цветок»).
2. «Накорми животных»
Благодаря систематическому проведению данной игры, дети, безусловно, закрепили и расширили представления о домашних животных. Но кроме того, стали видны заметные улучшения в развитии мелкой моторики и в межполушарном взаимодействии, поскольку дети прикрепляли прищепки с изображениями животных не только ведущей рукой, но и противоположной.
3. «Собери цветную гусеницу»
С помощью данной игры у дошкольников развивается мелкая моторику, поскольку детям необходимо присоединить липкие шарики определённого цвета на каждое звено гусеницы. Помимо этого, в данной игре стимулируется речевое активность, ведь дети проговаривают каждый цвет звена гусеницы ( например: «Сейчас у гусеницы зелёное звено»).
4. «Паутинка»
Данная игра стала универсальным средством для решения нескольких задач. Так, в процессе работы у дошкольников стали более развитыми мелкая моторика и межполушарное взаимодействие, так как дети проводили прямые линии от одного цвета к другому (причем как ведущий, так и противоположной руками). Благодаря решению данных задач развивается и координация движений пальцев рук, наблюдается их чёткость и согласованность, к тому же закрепляются сенсорные представления об основных цветах.
5. «Путешествие динозаврика»
Созданные игра, безусловно, мгновенно понравилась детям, поскольку в ней нужна особая помощь главному персонажу – нужно помочь добраться динозаврику до дома по особой карте символов. Однако, данная игра имеет не только игровое значение. В процессе работы с игрой у детей стали видны прогрессивные изменения в ориентировке на листе бумаги, а их движения стали более координированными и чёткими.
6. «Рисование по точкам»
Казалось бы, что интересного в данном задании. Однако, дошкольники так не считают, ведь для них были созданы специальные проблемные ситуации, в которых ребёнок помогал героям решить проблему ( например: «Помоги сове облететь весь лес и проконтролировать, все ли лесные жители уснули»). После использования подобных заданий дети стали самостоятельно придумывать игровые ситуации, благодаря чему появились заметные улучшения в речевом развитии (дети начали стараться контролировать собственную речь, проговаривать правильно и чётко слова, то есть в целом происходит стимулирование речевой активности) Помимо этого происходит и развитие восприятия, а также творческого воображения.
7. «Кубики»
В процессе проведения данной игры дети стали более внимательными, они начали обращать внимание на важные детали в процессе работы. Эта игра очень удобна для использования, поскольку здесь идёт активное развитие познавательных процессов (таких как восприятие, мышление и память, поскольку дошкольникам необходимо по образцу карточки собрать в верной последовательности кубики определённых цветов с нужными символами.
8. «Нейроритмика»
Данная игра направлена на вырабатывание зрительного и слухоречевого внимания, а также на развитие координации движений, поскольку детям было необходимо ориентируясь либо на зрительные, либо на слуховые сигналы выполнять определенные движения ( например: «Зайчик» - означает, что детям необходимо прыгать). Поставленные цели игры полностью выполнены, поскольку дети стали более внимательными, а их движения более ловкими, плавными и чёткими.
9. «Скоросчёт»
С помощью данной игры дети дошкольного возраста начали соотносить определённые цифры (до пяти) с количеством предметов на картинке. При этом я обращала внимание на обязательное стимулирование речевой активности. Так, каждое установленное соответствии дети должны были пояснить ( например: «Это цифра 5 - пять рыбок»).
10. «Цифры и счёт»
Данная игра позволила мне продолжить вырабатывать слухоречевое внимание, развивать координацию движений, поскольку игра предполагает, что перед ребёнком размещаются цифры от одного до пяти, а перед этими цифрами определенное количество цветных кругов (также от одного до пяти). Затем я давала определенную словесную инструкцию, связанную с нахождением определенной цифры и соответствующим ей количеством цветных кругов ( например: «Найди цифру 3, а теперь найди столько же кругов»).
В ходе организации вышеперечисленных и дополнительных нейроигр, а также нейропсихических упражнений я отметила определенную положительную динамику в развитии детей с речевыми дефектами. Ведь данные игры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи, а также развитию эмоционально-волевой сферы. Отмечается и улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, снижению конфликтности, возбудимости. Дети стали чаще прибегать к речевым высказываниям, нежели жестам. Часто наблюдается положительная речевая активность, с использованием слов не только из активного словарного запаса, но и из пассивного. Зрительное и слухоречевое внимание стали более выработанными, координированными, благодаря чему дети стали более успешно справляться с разными заданиями. Улучшилась и координация движений, мелкая моторика и межполушарное взаимодействие, что также является результатом использования нейропсихологических игр.
Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ОНР и ТНР. Так, нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем. Данный комплекс игр на сегодняшний день используются в МБ ДОУ «Детский сад № 115» воспитателями и логопедами для работы с детьми дошкольного возраста.
Литература:
• Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]. – М. : АСТ, 2020. - 60 c.
• Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет [Текст]. – М. : Нева, 2022. – 160 с.
• Гончарова К. Д. Нейропсихологические игры : рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. – М. : Феникс, 2021. - 55 c.
• Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст]. - М. : Академия, 2018. - 672 c.
• Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения [Текст]. – М. : Учитель, 2022. - 32 c.
• Жукова О. С. Нейрологопедические прописи : учимся читать и развиваем речь [Текст]. - М. : Малыш, 2022. - 32 c.
• Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова [Текст]. - М. : АЙРИС-пресс, 2015. - 416 c.
• Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи / под ред Т. Кондаковой [Текст]. – М. : Литера, 2021. - 48 c.
• Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения [Текст]. – М. : Айрис-пресс, 2018. - 112 c.
• Праведникова И. И. Развитие грамматического строя речи / под ред. К. Хаспеян [Текст]. – М. : Феникс, 2021. - 70 c.
• Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. М. : Феникс, 2020. - 60 c.
• Чебыкина Н. Н. Нейрологопедические прописи для развития речи [Текст]. - М. : АСТ, 2021. - 80 c.