Лучший педагог года

Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Савостьяненко Екатерина
Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

На сегодняшний день, согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. Так, в данную группу входят дети с нарушениями фонационного оформления высказываний (сюда входят дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия) и нарушения структурно-семантического оформления высказываний (алалия, афазия). Однако, наиболее частыми нарушениями являются заикание и дизартрия. Безусловно, все виды речевых нарушений совершенно разнообразно сказываются на проявлениях речевых, познавательных и других особенностей детей дошкольного возраста. Однако, есть общие, существенные и специфические особенности детей с речевыми нарушениями. Так, дошкольники с нарушениями речи чрезмерно активны, не способны верно и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению, испытывают трудности в усвоении учебного материала, включённого в рабочую программу на год. У большей части нарушаются все основные компоненты речевой системы : звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Помимо этого, отмечаются трудности, связанные с недостаточной развитостью крупной и мелкой моторики, что приводит к моторной неловкости, нарушению координации движений, а также к трудностям, связанным с выполнением заданий с карандашами, ножницами, красками.

Публикация «Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах

По причине роста числа дошкольников с речевыми нарушениями, многие дошкольные учреждения стали открывать речевые группы, в которых организуется целостный педагогический процесс в соответствии с особыми образовательными потребностями детей. Наше дошкольное учреждение (МБ ДОУ «Детский сад № 115») не является исключением. В нем длительное время существовали логопедические группы для детей старших и подготовительных групп. Однако, по образовательному запросу родителей и увеличению детей, у которых проявляются речевые дефекты до пяти лет, наше учреждение открыло среднюю логопедическую группу.

В данной группе размещается 18 детей, которым в данном возрасте уже поставлены речевые диагнозы (это доказывают заключения психолого-медико-педагогической комиссии). Исходя из этого, я начала тщательно обдумывать, анализировать и создавать различные интересные формы работы с детьми, которые можно эффективно использовать для всестороннего развития, при этом уделяя важное значение коррекционно-развивающей работе. Мой выбор остановился на использовании нейропсихологических игр.

В психолого-педагогических словарях и учебных пособиях таких великих педагогов, психологов и ученых, как В. М. Бехтерев, А. Н. Леонтьев, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтес понятие «нейроигры» трактуется по-разному, однако основное значение заключается в том, что нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка, именно поэтому нейроигры будут способствовать эффективному развитию речевых функций детей.

Нейропсихологические упражнения включают в себя отдельные задания, игры или гимнастику, они являются отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.

Ведущей целью нейроигр и нейропсихичеких упражнений, по моему мнению, является активизация речи детей. Комплекс заданий направлен на:

• стимулирование речевой активности

• вырабатывания слухоречевого внимания

• развития познавательных процессов (восприятие, память, мышление)

• развитие межполушарного взаимодействия

• развитие мелкой моторики

• развитие координации движений и психофизических функций.

Нейроигры и нейропсихические упражнения необходимо организовывать систематически, непрерывно. При этом имеется ряд условий: 1) спокойная, комфортная обстановка; 2) использование индивидуального подхода в работе с детьми; 3) постепенное усложнение и увеличение объема выполнения заданий.

Предлагаю ознакомиться с примерным перечнем нейроигр, которые на сегодняшний день способствуют эффективному речевому развитию детей дошкольного возраста :

1. «Полив цветов»

С помощью данной игры я решала одновременно несколько задач. Так, здесь происходит выработка слухоречевого внимания, расширение представлений об основных цветах и, разумеется, развитие психических познавательных процессов (восприятие, мышление). У меня получилось выполнить это, поскольку детям было необходимо «поливать» каплями цветы того цвета, который называла я ( например: «Полей красный цветок»).

2. «Накорми животных»

Благодаря систематическому проведению данной игры, дети, безусловно, закрепили и расширили представления о домашних животных. Но кроме того, стали видны заметные улучшения в развитии мелкой моторики и в межполушарном взаимодействии, поскольку дети прикрепляли прищепки с изображениями животных не только ведущей рукой, но и противоположной.

3. «Собери цветную гусеницу»

С помощью данной игры у дошкольников развивается мелкая моторику, поскольку детям необходимо присоединить липкие шарики определённого цвета на каждое звено гусеницы. Помимо этого, в данной игре стимулируется речевое активность, ведь дети проговаривают каждый цвет звена гусеницы ( например: «Сейчас у гусеницы зелёное звено»).

4. «Паутинка»

Данная игра стала универсальным средством для решения нескольких задач. Так, в процессе работы у дошкольников стали более развитыми мелкая моторика и межполушарное взаимодействие, так как дети проводили прямые линии от одного цвета к другому (причем как ведущий, так и противоположной руками). Благодаря решению данных задач развивается и координация движений пальцев рук, наблюдается их чёткость и согласованность, к тому же закрепляются сенсорные представления об основных цветах.

5. «Путешествие динозаврика»

Созданные игра, безусловно, мгновенно понравилась детям, поскольку в ней нужна особая помощь главному персонажу – нужно помочь добраться динозаврику до дома по особой карте символов. Однако, данная игра имеет не только игровое значение. В процессе работы с игрой у детей стали видны прогрессивные изменения в ориентировке на листе бумаги, а их движения стали более координированными и чёткими.

6. «Рисование по точкам»

Казалось бы, что интересного в данном задании. Однако, дошкольники так не считают, ведь для них были созданы специальные проблемные ситуации, в которых ребёнок помогал героям решить проблему ( например: «Помоги сове облететь весь лес и проконтролировать, все ли лесные жители уснули»). После использования подобных заданий дети стали самостоятельно придумывать игровые ситуации, благодаря чему появились заметные улучшения в речевом развитии (дети начали стараться контролировать собственную речь, проговаривать правильно и чётко слова, то есть в целом происходит стимулирование речевой активности) Помимо этого происходит и развитие восприятия, а также творческого воображения.

7. «Кубики»

В процессе проведения данной игры дети стали более внимательными, они начали обращать внимание на важные детали в процессе работы. Эта игра очень удобна для использования, поскольку здесь идёт активное развитие познавательных процессов (таких как восприятие, мышление и память, поскольку дошкольникам необходимо по образцу карточки собрать в верной последовательности кубики определённых цветов с нужными символами.

8. «Нейроритмика»

Данная игра направлена на вырабатывание зрительного и слухоречевого внимания, а также на развитие координации движений, поскольку детям было необходимо ориентируясь либо на зрительные, либо на слуховые сигналы выполнять определенные движения ( например: «Зайчик» - означает, что детям необходимо прыгать). Поставленные цели игры полностью выполнены, поскольку дети стали более внимательными, а их движения более ловкими, плавными и чёткими.

9. «Скоросчёт»

С помощью данной игры дети дошкольного возраста начали соотносить определённые цифры (до пяти) с количеством предметов на картинке. При этом я обращала внимание на обязательное стимулирование речевой активности. Так, каждое установленное соответствии дети должны были пояснить ( например: «Это цифра 5 - пять рыбок»).

10. «Цифры и счёт»

Данная игра позволила мне продолжить вырабатывать слухоречевое внимание, развивать координацию движений, поскольку игра предполагает, что перед ребёнком размещаются цифры от одного до пяти, а перед этими цифрами определенное количество цветных кругов (также от одного до пяти). Затем я давала определенную словесную инструкцию, связанную с нахождением определенной цифры и соответствующим ей количеством цветных кругов ( например: «Найди цифру 3, а теперь найди столько же кругов»).

В ходе организации вышеперечисленных и дополнительных нейроигр, а также нейропсихических упражнений я отметила определенную положительную динамику в развитии детей с речевыми дефектами. Ведь данные игры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи, а также развитию эмоционально-волевой сферы. Отмечается и улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, снижению конфликтности, возбудимости. Дети стали чаще прибегать к речевым высказываниям, нежели жестам. Часто наблюдается положительная речевая активность, с использованием слов не только из активного словарного запаса, но и из пассивного. Зрительное и слухоречевое внимание стали более выработанными, координированными, благодаря чему дети стали более успешно справляться с разными заданиями. Улучшилась и координация движений, мелкая моторика и межполушарное взаимодействие, что также является результатом использования нейропсихологических игр.

Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ОНР и ТНР. Так, нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем. Данный комплекс игр на сегодняшний день используются в МБ ДОУ «Детский сад № 115» воспитателями и логопедами для работы с детьми дошкольного возраста.

Литература:

• Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]. – М. : АСТ, 2020. - 60 c.

• Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет [Текст]. – М. : Нева, 2022. – 160 с.

• Гончарова К. Д. Нейропсихологические игры : рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. – М. : Феникс, 2021. - 55 c.

• Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст]. - М. : Академия, 2018. - 672 c.

• Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения [Текст]. – М. : Учитель, 2022. - 32 c.

• Жукова О. С. Нейрологопедические прописи : учимся читать и развиваем речь [Текст]. - М. : Малыш, 2022. - 32 c.

• Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова [Текст]. - М. : АЙРИС-пресс, 2015. - 416 c.

• Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи / под ред Т. Кондаковой [Текст]. – М. : Литера, 2021. - 48 c.

• Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения [Текст]. – М. : Айрис-пресс, 2018. - 112 c.

• Праведникова И. И. Развитие грамматического строя речи / под ред. К. Хаспеян [Текст]. – М. : Феникс, 2021. - 70 c.

• Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. М. : Феникс, 2020. - 60 c.

• Чебыкина Н. Н. Нейрологопедические прописи для развития речи [Текст]. - М. : АСТ, 2021. - 80 c.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера»Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера» Использование в работе с детьми дошкольного возраста "рыбки-тренажера", для правильного формирования захвата пальчиков и наклоне карандаша.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Опубликовано: 2 марта 2023 в 15:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД