Папки-передвижки

Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями

Татьяна Калашникова
Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать +Заказ

Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями

МАДОУ «Детский сад с Корнилово»

Томского района

учитель-логопед

Калашникова Татьяна Васильевна

Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями.

Публикация «Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. При этом мир, в котором мы живем, представляет собой упорядоченные в пространстве предметы.

Сложнейший механизм развития пространственных представлений запускается еще в младенчестве и формируется постепенно.

Нейропсихологический подход к развитию и формированию пространственных представлений у ребенка дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуален.

Для полноценного понимания темы статьи хочется представить определения, на базе которых представлен материал.

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно- временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений.

Формирование пространственных представлений в ориентации собственного тела связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела (ПРАВО, ЛЕВО, ВВЕРХ, ВНИЗ, БЛИЖЕ, ДАЛЬШЕ. Маркеры на правой руке и т. д.).

В освоении внешнего пространства важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства : нижней, средней и верхней. Ребенок дошкольного возраста в процессе игры не всегда понимает пространственное окружение. Необходимо часто напоминать и обучать тому расположению самого ребенка, которое отмечается в данный момент. Например: в игре «Кошки мышки» мы находимся в средней зоне пространства. Формирование этих представлений начинается еще с выполнения упражнений предыдущего раздела (ориентация собственного тела). Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого произвольного действия.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений. По словам нейропсихологов, А. В. Семенович, после выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

И лишь после можно обучать дошкольников зеркальному восприятию пространства. Имея точные представления о пространственных ориентирах собственного тела и окружающих предметов по отношению к себе дошкольники легче воспринимают зеркальное отражение или состояние предметов «напротив». Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот» : право — где у меня лево, а лево — где право.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Двигательные диктанты несут в себе информативно сложную нагрузку, где ребенок должен услышать инструкцию, сориентироваться в пространстве своего тела и окружающем пространстве. Таким образом мы на данном этапе имеем дело со всеми предыдущими этапами развития пространственного мышления.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения конструирование и копирование, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д.

Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

Теоретический материал, представленный выше можно отработать с помощью представленных игр А. В. Семенович в пособии «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».

Ниже представлены примеры игр:

Освоение телесного пространства

• Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т. д.

Освоение внешнего пространства

«Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку» : например, между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т. п.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела

«Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, при сесть на правое колено и т. д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

Знакомство со схемой тела человека

«Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к педагогу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Потом роли меняются: инструкцию дает ребенок.

Пространственные схемы и диктанты

• Двигательный диктант (по шагам, например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т. д.

Конструирование и копирование

«Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных, стебель (для растений, и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т. п. То же — с фигурой человека или животного, растениями и т. п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?» Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.

«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции

«Положи ручку.» Дайте ребенку два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Дидактическая игра для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости «Волшебные карандаши»Дидактическая игра для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости «Волшебные карандаши» Уважаемые гости моей странички, предлагаю Вам еще один способ для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости - дидактическую.

Дидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьмиДидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьми Во второй половине дня, когда НОД уже закончилось, дети много времени проводят за игрой. Но в тоже время это прекрасная возможность позаниматься.

Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольниковИспользование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников». Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I»Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I» Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I». Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 15:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Калашникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД