Татьяна Калашникова
Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать +Заказ
Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями
МАДОУ «Детский сад с Корнилово»
Томского района
учитель-логопед
Калашникова Татьяна Васильевна
Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями.
Публикация «Использование нейроигр в развитии пространственного мышления дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. При этом мир, в котором мы живем, представляет собой упорядоченные в пространстве предметы.
Сложнейший механизм развития пространственных представлений запускается еще в младенчестве и формируется постепенно.
Нейропсихологический подход к развитию и формированию пространственных представлений у ребенка дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуален.
Для полноценного понимания темы статьи хочется представить определения, на базе которых представлен материал.
Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно- временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений.
Формирование пространственных представлений в ориентации собственного тела связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела (ПРАВО, ЛЕВО, ВВЕРХ, ВНИЗ, БЛИЖЕ, ДАЛЬШЕ. Маркеры на правой руке и т. д.).
В освоении внешнего пространства важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства : нижней, средней и верхней. Ребенок дошкольного возраста в процессе игры не всегда понимает пространственное окружение. Необходимо часто напоминать и обучать тому расположению самого ребенка, которое отмечается в данный момент. Например: в игре «Кошки мышки» мы находимся в средней зоне пространства. Формирование этих представлений начинается еще с выполнения упражнений предыдущего раздела (ориентация собственного тела). Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого произвольного действия.
Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений. По словам нейропсихологов, А. В. Семенович, после выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
И лишь после можно обучать дошкольников зеркальному восприятию пространства. Имея точные представления о пространственных ориентирах собственного тела и окружающих предметов по отношению к себе дошкольники легче воспринимают зеркальное отражение или состояние предметов «напротив». Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот» : право — где у меня лево, а лево — где право.
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Двигательные диктанты несут в себе информативно сложную нагрузку, где ребенок должен услышать инструкцию, сориентироваться в пространстве своего тела и окружающем пространстве. Таким образом мы на данном этапе имеем дело со всеми предыдущими этапами развития пространственного мышления.
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения конструирование и копирование, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д.
Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.
Теоретический материал, представленный выше можно отработать с помощью представленных игр А. В. Семенович в пособии «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».
Ниже представлены примеры игр:
Освоение телесного пространства
• Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т. д.
Освоение внешнего пространства
• «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку» : например, между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т. п.
Определение направлений в пространстве относительно своего тела
• «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, при сесть на правое колено и т. д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
Знакомство со схемой тела человека
• «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к педагогу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Потом роли меняются: инструкцию дает ребенок.
Пространственные схемы и диктанты
• Двигательный диктант (по шагам, например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т. д.
Конструирование и копирование
• «Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных, стебель (для растений, и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т. п. То же — с фигурой человека или животного, растениями и т. п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?» Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.
«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
• «Положи ручку.» Дайте ребенку два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.