Юлия Авдюнина
НОД по лексической теме «Игрушки» с использованием наглядного моделирования «Практическое использование в речи предлогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе с использованием метода наглядного моделирования.
Тема: «Практическое употребление в речи предлогов (в рамках лексической темы «Игрушки»)».
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление навыка работы с мнемотаблицами и их дешифровка;
Публикация «НОД по лексической теме „Игрушки“ с использованием наглядного моделирования „Практическое использование в речи предлогов“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепление представлений о первом способе смягчения;
Совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов;
Закрепление навыка употребления в речи простых предлогов на, с, под, из-под, в, из, за, из-за;
Закрепление навыка анализа предложений, составление схемы педложения;
Коррекционно-развивающие:
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
Развитие избирательности, переключаемости внимания;
Совершенствование общей и мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
Воспитание умения слушать товарищей, не перебивая их;
Развитие волевых качеств, умения ограничивать свои желания.
Оборудование:
Предметные картинки-фигурки: кукла, пирамидка, машинка, мишка, зайчик, мячик, неваляшка; шесть ёлочных шаров и звезда;
Загадки-мнемосхемы;
Звуковые дорожки;
Наборы для звукового анализа слов;
Наборы для составления схемы предложения;
Схемы предлогов по количеству детей;
Панно «Новогодняя комната»;
Тетради и пеналы детей.
Предварительная работа:
Рассматривание различных видов игрушек в группе. Расширение представлений о существенных признаках игрушек, материалах, из которых они изготовлены.
Чтение художественной литературы:
А. Барто, «Игрушки»,
В. Катаев, «Цветик – семицветик»
Ход занатия.
I. Оргмомент. Закрепление представлений о I способе смягчения. Преобразование слогов с твёрдыми согласными с помощью первого способа смягчения.
Логопед: Ребята, посмотрите, какая красивая комната и всё
уже готово к волшебному празднику. Но, посмотрите на ёлку, по-моему, чего-то не хватает. Как вы думаете чего?
Дети: Не хватает игрушек, подарков.
Логопед: Интересно, куда же могли деться игрушки? Я точно их видела совсем недавно. А, я знаю, игрушки решили поиграть с нами в прятки. Слышите, они шёпотом переговариваются. Как разговариват игрушки?
Закрепление навыка смягчения согласных I способом.
мы-мы-мы – ми-ми-ми
лы-лы-лы –
кы-кы-кы –
хы-хы-хы –
ны-ны-ны –
бы-бы-бы –
II. Пальчиковая гимнастика «На большом диване в ряд…»
Логопед: Давайте покажем игрушкам как мы умеем играть пальчиками:
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, и весёлый
Чипполино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки собирать.
III. Сюрпризный момент.
Логопед: Ой, конверт какой-то. Интересно, что в нём. А, я поняла: игрушки хотят поиграть с нами, а за каждое выполненное задание они нам дадут ёлочную игрушку, чтобы мы могли украситть ёлочку.
Итак, первое задание: игрушки хотят, чтобы вы их назвали и позвали. А назвать их будет нелегко. Нужно отгадать по мнемотабличкам какие игрушки хотят с нами поиграть.
Логопед раздаёт детям мнемотаблички. Дети отгадывают названия игрушек по мнемотабличкам.
Дети: Это кукла, мяч, машинка, мишка, зайчик, пирамидка, неваляшка.
IV. Слоговой анализ слов-названий игрушек.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с этим заданием. И вот первый шар на ёлочку.
А теперь, давайте, разделим эти слова на слоги. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите количество слогов в словах, которые я продиктую:
КУКЛА, МЯЧ, ПИРАМИДКА, МИШКА, ЗАЙКА, НЕВАЛЯШКА, МАШИНКА.
Ребята определяют количество слогов в каждом слове и записывают ответы в тетради.
V. Упражнение в самотоятельном выполнении звукового анализа слов-отгадок.
Логопед: Ребята, а теперь возьмите звуковые дорожки и наборы для звукового анализа и выполните звуковой анализ названний тех игрушек, которые вы отгадали и запишите звуковую схему в тетрадь.
Ребятата на звуковых дорожках выполняют звуовой анализ слов, который затем переносят в тетрадь.
Логопед: Молодцы! Задание выполнено и вот ещё одна ёлочная игрушка.
VI. Координация речи с движением.
Логопед: Ребята, давайте немного разомнёмся.
Раз, два, прыгай, мячик.
Раз, два и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Взмахи правой ладонью,
как бы удары по мячу.
Ритмичные прыжки на
носочках, руки на поясе.
VII. Упражнение в практическом использовании в речи предлогов. Развитие зрительного внимания. Игра «Куда спрятались игрушки».
Логопед: Ой, ребята, посмотрите, игрушки хотят поиграть с нами в прятки. Найдите свои игрушки и наведите порядок в комнате.
Ребята по образцу, данному логопедом составляют предложения с практическим употреблением предлогов.
1 ребёнок: Кукла сидит на книжной полке. Я сниму куклу с полки.
2 ребёнок: Мишка спрятался за шкаф. Я достану мишку из-за шкафа.
и т. д.
Логопед: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. И на нашей ёлочке появляется ещё один шарик.
VIII. Составление схемы предложения.
Логопед: А сейчас, пожалуйста, отложите ваши игрушки. Возьмите контейнеры и выполните анализ предложения:
Плюшевый медвежонок выглядывает из-за шкафа.
Ребята на столах выкладывают схему предложения.
Логопед: А теперь, откройте тетради, приготовьте рабочую строку и запишите анализ этого предложения в тетрадь:
Логопед на доске, а ребята в тетрадях записывают схему предложения в тетрадь и выполняют анализ предложения.
Логопед: Молодцы! А на нашей ёлочке появляется ещё два украшения.
IX. Закрепление практического употребления предлогов в свободной речи.
Логопед: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Но у нас с вами осталось последнее задание. Сейчас я буду читать предложения, а вы, если услышите маленькие слова, покажите их символ.
Логопед диктует предложения, дети демонстрируют схемы предлогов.
Диктант.
Мячик закатился за кресло. Куклу достали из коробки. Книга упала с книжной полки. Из-под дивана вылез щенок и залез в ящик. Котёнок вылез из-за шкафа и запрыгнул на подоконник. Подарки положили под ёлку.
Логопед: Молодцы! Здорово! А в конверте осталось последнее украшение.
Логопед приклеивает макушку на ёлку.
X. Итог занятия.
Логопед: Молодцы ребята! Вы сегодня отлично поработали: справились со всеми заданиями игрушек и ёлку нарядили.