Нафикова Елена Сергеевна
Использование наглядного моделирования в формировании навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время существует множество методик по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Одной из них является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование-это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как Л. В. Эльконин, А. М. Леушина, А. А. Венгер считают целесообразным применение наглядного моделирования, т. к. этот метод доступен детям и развивает мышление, память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.
Публикация «Использование наглядного моделирования в формировании навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
В логопедической работе используются разнообразные наглядные модели. Наиболее простая из них модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся геометрические фигуры и применяется для пересказа текстов циклического типа (сказка<<Репка>>). После овладения детьми моделью данного вида можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида характерна следующая особенность: при составлении рассказа дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл, принёс и т. д.) с моделями. Кроме того, эти виды моделирования можно применять одновременно.
Работа с моделями проводится в три этапа:
1. Ориентировочный. Логопед демонстрирует готовую модель, дети её изучают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Обучающий. Дети совместно с логопедом составляют модель и работают с ней.
3. Творческий. Дети самостоятельно составляют модели и используют их.
Варианты использования моделей в логопедической работе по формированию навыков связной речи у детей с ОНР :
• Составление описательных рассказов по лексическим темам.
• Составление пересказов.
• Составление самостоятельных рассказов.
При систематическом использовании данного метода дети учатся:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять план умственных действий речевого высказывания.
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
3. Соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая, рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой.
Кроме того, этот метод оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Собственный практический опыт работы позволяет сделать вывод о высокой эффективности применения метода наглядного моделирования в логопедической работе с дошкольниками с ОНР