Лаврова Татьяна
Использование на физкультурном занятии скоростной (координационной) лестницы как здоровьесберегающей технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Использование на физкультурном занятии скоростной (координационной) лестницы как здоровье сберегающую технологию
Публикация «Использование на физкультурном занятии скоростной (координационной) лестницы как здоровьесберегающей технологии» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Координационная скоростная лестница
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу у специалистов: врачей, педагогов, психологов. В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, раздражаются и наоборот апатичны. На сегодняшний день у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, а также нарушение мелкой и общей моторики. В условиях современного ДОО педагогическая деятельность по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена не только на формирование двигательных качеств, навыков и умений, но и на исправление имеющихся недостатков.
Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, согласованность движений, тем успешнее двигательная деятельность ребенка. Именно поэтому необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям по физической культуре, к игровым занятиям.
Одним из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий является координационная (скоростная) лестница, который развивает скорость и ловкость, координацию движения, баланс, ритмичность.
Характерные особенности координационной лестницы
Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно выделить такие, как:
• вариативность ( в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов,
• мобильность (компактная, легкая,
• доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста,
• безопасность (при выполнении правил техники безопасности,
• простота в использовании.
Такая «лесенка-чудесенка» может быть использована в регламентированной деятельности детей при проведении:
- утренней гимнастики;
- занятий по физической культуре;
- подвижных игр и игр-эстафет;
- прогулок (лестница может быть выносной или начерченной на асфальте);
- физкультминуток;
- в утренние и вечерние часы в группе.
На занятиях по физической культуре координационная лестница используется :
• в младшем и среднем дошкольном возрасте - для формирования основных двигательных умений и навыков;
• в старшем дошкольном возрасте - для развития ловкости и координации движений.
Упражнения можно выполнять и под музыкальное сопровождение, которое положительно влияет на эмоциональное состояние детей, задает темп и ритм движениям.
Виды упражнений на координационной лестнице :
- ходьба,
- бег,
- прыжки,
- ползание.
Размеры ячейки
Для занятий с дошкольниками лучше использовать плоскую координационную лестницу, состоящую из гибких пластиковых перекладин. Педагог может самостоятельно поменять положение перекладин.
Оптимальные размеры ячейки:
• 37 х 37 см — для выполнения упражнений;
• 40 х 40 см — для ползания, подлезания, метания;
• количество ячеек не более 10.
Основные правила использования координационной лестницы :
*Обеспечить сводное пространство с обоих концов и по обе стороны лестницы.
* На каждом занятии напоминать воспитанникам правила выполнения упражнений (на пластины наступать нельзя, спину держать прямо, необходимо соблюдать дистанцию, не торопиться).
* Обязательная разминка перед выполнением упражнений.
* Соблюдение дистанции между детьми во время выполнения упражнения - 1-3 ячейки; во время прыжков - 3 ячейки.
* Во избежание столкновений во время выполнения упражнений: детей, которые хорошо справляются с заданием, рекомендуется ставить первыми, у кого возникают трудности - последними.
* Наблюдать за состоянием детей. Не допускать переутомления.
* Следить за осанкой.
* Для занятий детей можно поделить по уровню физической подготовки, по состоянию здоровья, так воспитателю будет легче дозировать физическую нагрузку.
* Упражнения усложнять постепенно. К упражнениям с ходьбой можно добавить спортивный инвентарь (мяч, гимнастическую палку, мешочек с песком, теннисную ракетку с мячиком, детские булавы, флажки, гантели) и движения руками (хлопки, круговые движения, руки на поясе, взмахи).
* Игры и упражнения с использованием координационной лестницы могут быть индивидуальными, подгрупповыми, групповыми, командными.
Особенности работы на лестнице.
Работа руками
При выполнении упражнений на скорость работы ног, позволяющих увеличить частоту шага при беге, работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками — с другой. Скорость должна быть одинаковой, соответственно, руки нужно тренировать одновременно с ногами и желательно с необходимой амплитудой.
В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнения проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С висящими руками или с зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет.
Здоровье и безопасность во время занятий на лестнице
- Лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обеих концов лестниц и по обе стороны от них.
- Избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.
- Правильная постановка ног помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.
- Начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений.
Совершенствование и усложнение техники выполнения упражнений с использованием лестниц
- Изменение направления движений.
- Чередование ведущих ног.
- Быстрое движение одной ногой, другая используется для опоры.
- Дополнительное включение скручиваний и поворотов.
- Изменение направления движения внутри лестницы и за ее пределами.
- Использование «остановок» и «стартов», что поможет развивать устойчивость.
- Детям следует в руках держать спортинвентарь, лучше мяч, чтобы можно было его включить в программу упражнения.
В работе с детьми на координационной лестнице, направленные на формирование четырех основных навыков:
1) Приставные шаги;
2) Бег;
3) Бег вприпрыжку;
4) Прыжки.
Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа.
На первом этапе мы разучиваем упражнения с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе я уделяю не скорости, а правильности выполнения движений.
На втором этапе совершенствуем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп.
На третьем этапе используем знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности.
-В своей работе я использую лестницу, как для разминок, так и для развития основных видов движений. Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала необходимо научить детей выполнять как надо, а потом учиться делать как надо и в то же время – быстро.
-По мере освоения одного упражнения, ввожу новое упражнение.
Так же закрепление упражнений провожу через подвижные игры.
-Как элемент полосы препятствий вставляю упражнения с лестницей в игры – эстафеты, спортивные досуги.