Наталья Никитина
Использование музыкальных занятий как средство коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Изучением влияния музыки на личность ребенка занимались многие ученые и педагоги, такие как: Б. В Асафьева, В. М. Бехтерев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Медведева, О. П. Радынова и др. Музыкальные занятия включают такие виды деятельности как слушание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, пение.
Публикация «Использование музыкальных занятий как средство коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Все эти виды деятельности можно целенаправленно использовать и при коррекции речи детей с ОНР, принимая во внимание следующие положения. Музыкальные занятия с детьми с нарушениями речи необходимо проводить с учетом особенностей их психофизического нарушения, индивидуальных возможностей. Так, для детей с общим недоразвитием речи занятия должны быть построены эмоционально, с быстрой сменой видов музыкальной деятельности, чтобы избежать утомления детей.
Перед началом музыкальных занятий или в самом их начале детям с ОНР необходимо проводить артикуляционную гимнастику, которая нужна для выработки качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовки к правильному произнесению фонем. Регулярное и систематичное проведение артикуляционных упражнений в итоге будет влиять на повышение у детей певческих навыков.
У детей с ОНР может быть нарушена функция дыхания, тогда в начале музыкальных занятий необходимо проводить дыхательную гимнастику. Развивать дыхание необходимо для того, чтобы детям хватало одного выдоха на пропевание музыкальной фразы, при этом важно учить детей не разрывать слова на слоги.
Для этого можно предложить детям выполнять следующие упражнения. Например, вдох через нос, руки в стороны, при выдохе руки опускать вниз и долго тянуть слог [БИ]. Можно предложить подуть на настоящий или воображаемый одуванчик. Сначала так, чтобы он никуда не улетел, затем резко сдуть одним выдохом все его семечки - «парашутики», потом сделать много резких сильных выдохов, чтобы все пушинки разлетались с каждым новым выдохом. При слушании (восприятии) музыкальных произведений у детей формируется слуховое внимание. Они учатся вслушиваться в музыку, выделяют выразительные и изобразительные особенности, передающие настроение, определяют на слух по тембру звучащие инструменты.
Для развития фонематического слуха и восприятия, которые оказываются вторично нарушены у детей с ОНР, на занятиях можно использовать различные фонопедические упражнения, типа «Пришла весна», «Ветер», «Ракета» и т. д., разработанные В. В. Емельяновым [3].
Для детей с ОНР после слушания музыкального произведения, например, Петра Ильича Чайковского «Подснежник», можно провести беседу, в которой дети должны рассказать о том, как звучала музыка (тихо, громко, усиливается звучание, медленно, быстро, подвижно, умеренно). Как отмечает О. П. Радынова, слушание музыки знакомит детей с прилагательными, такими как слова-образы, слова-качества, без которых не обойтись в красивой обиходной речи. Например, шутливо, лукаво, забавно, шутовски, легкомысленно, шаловливо.
Таинственно – сказочно, фантастически, замысловато, загадочно, причудливо, затаенно, странно. От слов – образов к словам- качествам. Торжественно – радостно, празднично, ликуя, величественно, победно, роскошно, жизнерадостно, пышно. Так же здесь можно использовать «словарь эстетических эмоций», например, бодрая, четкая, торжественная, решительная, мужественная, отважная, солдатская, строгая, смелая, храбрая, уверенная, сильная, военная [6].
Таким образом для детей с ОНР может происходить формирование лексики. Следующим этапом музыкального занятия после слушания является игра на музыкальных инструментах. После игры на музыкальных инструментах в структуре музыкального занятия следует пение. Данный вид музыкальной деятельности наиболее полно может способствовать коррекции речевых нарушений при ОНР.
Пропевание необходимо начинать с гласных звуков. Они являются сохранными при ОНР, но именно они придают речи четкость и разборчивость, отрабатывают дыхание и раскрепощают нижнюю челюсть [2]. Так же распевки способствуют развитию голосового аппарата.
Дети распеваются на коротких попевках, выполняют различные задания. Например, ребёнок нараспев произносит своё имя, «протягивая» ударную гласную: «Я-а-Ма-а-а-ша», все дети повторяют за ним: «Я-а-Ма-а-а-ша». Солирует следующий: «Я-а-Са-а-а-ша», группа повторяет: «Я-а-Са-а-а-ша». В данном упражнении можно также следить и за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно, поддразнивая, тем самым развивая еще и интонирование речи.
Задача педагога добиваться свободного, протяженного произнесения фразы детьми в режиме речепения. Пение может способствовать также развитию звуковысотного слуха, который является частью фонематического восприятия и участвует в речи. Примером игр данной целевой направленности могут быть игры «Мамы и детки», «Птица и птенчики» и другие, подобные им, распевки-упражнения «Лесенка», «Качели», «Кукушка», в которых дети учатся не только различать звуки по высоте, но и пропевать их.
Таким образом проанализировав виды музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии и коррекции речи детей с ОНР, мы можем сделать вывод о важности и особом значении каждого из них для преодоления речевых дефектов. Занятие музыкой для детей всегда предполагает особую атмосферу творчества, радости, позитивного настроения. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне даже достаточно серьезный процесс коррекции речи решается максимально результативно.