Докукина Марина Николаевна
Использование музыкально-оздоровительных технологий в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование музыкально-оздоровительных технологий в первой младшей группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Использование музыкально-оздоровительных технологий.
1 младшая группа.
(из опыта работы) Музыкального руководителя Докукиной М. Н Губаха, 2022г.
Публикация «Использование музыкально-оздоровительных технологий в первой младшей группе» размещена в разделах
Всё начинается с рождения, но мы почему-то начинаем заинтересованно и серьёзно заниматься музыкальным воспитанием с детьми младшего возраста и старше. Нужно всем понять, что упуская первые годы жизни ребёнка, у него сдерживается и тормозится музыкальное развитие его потенциальные возможности. Мы, взрослые, не даём ребёнку развить его стартовые способности. Исследования учёных, изучающих психологию раннего возраста, подтверждают, что «психологические основы обучения закладываются уже к трёхлетнему возрасту».
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение и внимание полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания в непосредственной образовательной деятельности. Для этого при обучении используются приёмы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.
Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребёнка. Б. М. Теплов считал, что «способность существует только в движении, только в развитии… И развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности». М. Ю. Кистяковская отметила значение потребности у детей младшего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребёнка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.
Большинство детей начинают посещать дошкольное учреждение в возрасте полутора-двух лет. Важной задачей взрослых является успешная адаптация ребёнка в детском саду. В соответствии с ней непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе направлена на развитие коммуникативных качеств: умение общаться со сверстниками, выполнять вместе простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов простые попевки и стихотворения. В этом возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения.
Большую роль играет музыка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Великий русский учёный В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения». П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного ладана состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогают человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребёнка.
Музыка – это одно из средств физического развития детей. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Непосредственная образовательная деятельность основана на тесной связи слова, движения и музыки : пальчиковых, речевых, музыкально-двигательных и коммуникативных игр, упражнений для развития крупной и мелкой моторики, танцы под пение взрослого, ритмических игр с музыкальными инструментами, стихотворений с движениями. В непосредственной образовательной деятельности соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Пение способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание. Ритмика улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость и лёгкость. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Поэтому мы решили по здоровьесбережению начать работу с раннего возраста. Разработали план-циклограмму предварительной работы и перспективный план здоровьесбережения детей первой младшей группы.
Цель: разработка педагогической системы формирования интереса детей раннего и младшего дошкольного возраста к музыке (на материале здоровьесберегающих технологий)
Задачи:
1. Определить уровень развития интереса к музыке у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Обеспечить создание педагогических систем, включая интегрированные музыкально-валеологические занятия, работу театрального кружка «ЗОЖ».
3. Повысить уровень компетентности родителей и воспитателей о роли музыкальной деятельности в здоровьесбережении детей.
4. Развивать интерес детей раннего и младшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
5. определить эффективность разработанной педагогической системы.
В план-циклограмму предварительной оздоровительной работы включили три раздела:
1. оздоровительные двигательные упражнения, музыкально-дидактические игры, музыкальные игры, хороводы, игру на музыкальных инструментах, танцы, игровой массаж, самомассаж, пальчиковые игры и т. д.
2. «Музыкальный центр» (ОД) – валеологические песенки-распевки, дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевые игры, оздоровительные и фонопедические упражнения.
3. Художественная литература, соответствующая музыкальному репертуару.
В традиционную непосредственную образовательную музыкальную деятельность включили формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий. С этой целью мы используем следующие технологии : валеологические песенки-распевки; игровой массаж, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику. Каждую музыкальную непосредственную образовательную деятельность начинаем с валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Для того, чтобы подготовить голосовой аппарат к пению проводим игровую дыхательную, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний, развития певческих навыков, улучшения музыкальной памяти, внимания. Игровой массаж, самомассаж или пальчиковые игры проводим между слушанием музыки и разучиванием песенок с целью повышения защитных свойств верхних дыхательных путей и всего организма, для нормализации вегетососудистого тонуса, деятельности вестибюлярного аппарата и эндокринных желез, развиваются двигательные качества, координационные способности. Речевые игры согласовываем с музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых, они эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Непосредственная образовательная музыкальная деятельность с использованием технологий здоровьясбережения эффективны при учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его интересов. В соответствии с этим непосредственную образовательную деятельность планируем на усвоение детьми музыкального репертуара, соответствующего возрасту. Проводим интегрированные музыкально-валеологические занятия, в конце полугодия провели итоговое валеологическое занятие «Волшебные витаминки»; в конце года подготовили и показали детям и родителям музыкальную сказку «ЗОЖ» - «Репка», в которой хотели рассказать о пользе витаминов в овощах. Родители с большим удовольствием готовили своим детям костюмы к сказке. Работу с детьми ведём в тандеме с воспитателем, который активно помогает и продолжает её в группе.
Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет нам как можно шире и интереснее рассказать и показать ребёнку о пользе здорового образа жизни, о пользе правил личной гигиены.
Таким образом, музыкально-оздоровительная работа в ДОУ это огромный труд, который помогает в выявлении и развитии музыкальных и творческих способностей детей, обеспечивает укрепление психического и физического здоровья.
Литература:
1. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, авт. -сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011;
2. Музыка-малышам. Москва, Мозаика-Синтез, 2001г. ;
3. Музыкальные минутки для малышей, Санкт-Петербугр, 2006г.